19 декабря – память святителя Николая,
Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Святой, который любит всех радовать.
Протоиерей Александр Шаргунов.
В декабре у нас особенный праздник, праздник Святителя и Чудотворца Николая. И ещё – это День Ангела святого Царя-страстотерпца Николая Александровича. Много чудес было явлено заступничеством святого Царя-мученика ещё накануне его прославления, свидетельством тому являются два тома, почти в тысячу страниц, где собраны описания этих чудес.
О Святителе Николае, может быть, не собрано у нас столько свидетельств, но на самом деле, если бы позаботились об этом, то – «и самому миру не вместить этих чудес». И они продолжаются, эти чудеса заступничества Святителя Николая. Свидетельств их воистину, как поётся в акафисте, «неисчерпаемое чудес море». Святитель Николай – это великий святой. И в то же время, мы все знаем, такой простой, доступный. К нему обращаются как к родному: «Николушка, помоги!» Он выручает, когда квартирный вопрос или судебное разбирательство, или опасность какая, или позор грозит. Попроси у Николая-чудотворца. Не бойся, попроси у него, он услышит тебя. Так всегда говорили на Руси: «Трудно тебе, скажи Николе милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому».
И мы, получая в ответ просимое, чувствуем, что это святой, который любит радовать. Он при жизни дарил, и для него ещё большая радость дарить сейчас. И видеть радость человека, когда ему дарят. Ведь самое главное в даре – видеть радость человека. Как радостно засияют глаза, загорится лицо. Для Святителя Николая люди – как дети, которым он приносит подарки. А подарок – это надежда. Он святой подарочный, дарящий. Он накануне Нового года, он и зимой, и весной наполняет всё праздничным сиянием. Как будто с ним снег теплей и цветы ярче. Зимой он предваряет Рождество Христово, Церковь возвещает в его праздник уже о приходе в мир Спасителя. А весной со Святителем Николаем – полноту весны, Пасхи Господней.
Задумаемся, почему Святитель Николай такой милостивый и щедрый, такой безотказный? Потому что он знает, что Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. И потому Святитель противостоит всякой тьме с отвагой и ревностью. Как часто нам не достаёт такой ревности там, где нужно действительно вступиться за оскорбляемую и попираемую святыню Бога и человека. Недостаёт нам Христовой любви и сострадания.
Христова любовь всех обнимает собой, всем милосердствует, всех хочет спасти, всех милует и жалеет. Но там, где она видит ересь и кощунство, - становится огненной ревностью, для которой невыносимо зло, угрожающее вечной гибелью многим. Так Святитель Николай заградил уста нечестивого Ария.
Одно чудо Святителя Николая, явленное в 1919 году, хочется вспомнить. Как пришли в храм красноармейцы, а впереди них комиссар, обвешанный гранатами. Не снимая фуражки, шагнул к иконе Святителя Николая, где горело множество свечей. Вынул изо рта папиросу и прикурил от свечи. И тогда вспыхнула свеча, и раздался взрыв, разлетелся на кусочки этот кощунник, а никого из других, стоящих в храме не тронуло.
Отчего сегодня у многих такое уныние? Оттого что ничего не видят, кроме своих несчастий, оттого что такое равнодушие к истине, к поруганию человека и страданиям других людей. Оттого что нет великодушия и жертвенности. Что же мы ждём от сегодняшнего праздника святого, который любит всех радовать? И хочет всем подарить сегодня радость.
Есть две радости, говорит Господь. Радость принимать и радость давать. Мы знаем слова Господа: блаженнее давать, чем принимать. Святые отцы называют радость принимать человеческой радостью, а радость давать – Божественной. Одна радость связана с другой.
Нам, вообще-то говоря, нечего давать, пока не примем земное и небесное от Господа, но если будем только принимать и не отдавать другим, мы будем лишены Божественной радости. Уже сейчас мы можем ощущать в сердцах своих Божественное веселье, Христову благодать.
Наивысшая радость, говорит преподобный Паисий Афонский, происходит от жертвы. Только жертвуя, человек вступает в родство со Христом, ибо Христос есть жертва. Это подвиг всецелой отдачи себя, его являют, прежде всего, мученики. Не зря мы сегодня вспоминаем и святого Царя-мученика Николая и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. И его являет Святитель Николай в непрерывной, всё возрастающей радости милосердия, так что становятся видны в ней Вифлеемские ясли, Крест и Пасха Господни, которым любовью своей он хочет приобщить нас.
В сокращении – журнал «Русский дом»,2010, № 12