Святой мученик Лонгин Сотник.
29 октября Святая Православная Церковь отмечает память святого мученика Лонгина Сотника. Об это удивительном человеке, вернее о нескольких ярких моментах его жизни и о его мученической кончине, мне хотелось бы рассказать. Всю красоту и величие его подвига словами передать невозможно, но увидеть можно духовым зрением, прикоснувшись сердцем.
Лонгин жил в I веке новой эры, во времена Иисуса Христа, был родом из Каппадокии. Служил в римской армии и дослужился до офицерского звания, был военачальником – сотником. В последнее время его служба была в иерусалимском гарнизоне, который находился в подчинении у прокуратора Иудеи Понтия Пилата. И приставлен он был со своими воинами служить при Распятии нашего Спасителя. Как жил Лонгин до того момента, мне неизвестно, но с событий, памятных для человечества на все последующие века: страданий, крестной смерти и воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа начинается новая жизнь римского сотника, закончившаяся мученической кончиной. Святое Евангелие повествует нам об этом так: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27,54). Три Евангелиста: Матфей, Марк и Лука нам свидетельствуют об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине. Церковное предание нам повествует и то, что Лонгин был тем воином, который пронзил копьём ребра распятому Господу Иисусу Христу и от истекшей крови и воды исцелился от глазной болезни, а так же он был тем воином, который находился среди стражи, приставленной ко Гробу с животворящим Телом Иисуса Христа. Лонгин стал свидетелем, а затем и проповедником Воскресения Христова. От предложения иудеев и Пилата в виде денежного вознаграждения, взамен на сокрытия факта воскресения Иисуса Христа, Лонгин отказался. Не захотел утаить чуда Воскресения и тем самым вызвал ненависть иудеев и Пилата.
События эти происходили в 33 году по Рождестве Христовом. Лонгин открыто проповедовал о Христе, и о том, что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Христа и Воскресения Его. В скором времени Лонгин крестился от апостолов и ушел из Иерусалима. Вернулся он в Каппадокию на свою родину, поселился в селении своего отца и стал вести уединенную жизнь, пребывая в посте и молитве.
Иудеи и Пилат написали письмо тогдашнему римскому императору Тиверию. В нем говорилось, что Лонгин отвергнул своё воинское звание, отказался от подчинении римской власти и проповедует народу о другом Царе. Письмо было подкреплено золотыми монетами в расчете на ответ со смертным приговором. Ответ пришел, как и желали иудеи с Пилатом, с повелением предать Лонгина смертной казни за измену кесарю.
Посланные воины направились в Каппадокию исполнять приговор. Им так же было поручено умертвить и двух воинов, бывших с Лонгином сотником. Которые, последовав его примеру, оставили службу, удалились с ним и проповедовали Христа. Прибыв в Кападокию, воины встретили Лонгина, но не знали, что это тот, кого они ищут. Господь открыл Лонгину, кто эти воины и для чего они пришли. Лонгин пригласил воинов в свой дом, накормил их обильным обедом и предложил отдохнуть от трудов проделанного пути. Воины, насытившись и тронутые таким хорошим приемом, поделились с хозяином о цели своего прихода в эти места. Лонгин уложил гостей спать, позвал к себе двух друзей, своих соратников и рассказал им, зачем пришли к нему воины. Друзья были единодушны с Лонгином, всю ночь они втроём провели в молитве, готовясь принять мученический венец. Утром Лонгин объявил воинам, что он и его друзья являются теми, кого они ищут. Посланные воины удивились и не хотели умерщвлять своего благодетеля, но Лонгин настоял на исполнении отданного воинам приказа, говоря, что они ни чем иным не могут его отблагодарить лучше, как только исполнив то, зачем пришли. Мученик Христов преклонил голову и был усечён мечём, так же и его сподвижники. Честную главу его воины взяли с собой в Иерусалим для удостоверения Пилату и иудеям. Пилат приказал выкинуть её за город на свалку, где она долгое время лежала, засыпанная мусором.
В 70 году от Рождества Христова Иерусалим, по пророчеству Самого Иисуса Христа, подвергся полному разрушению и опустошению римской армией. Римский полководец Тит подавил восстание иудеев, захватил город и уничтожил его до основания, согласно римскому историку Тациту, иудеи понесли потери в количестве 600 000 человек, что по тому времени было катастрофическим явлением. Была даже выпущена римская монета с изображением римского воина и иудеянки, оплакивающей разрушение Иерусалима.
На протяжении своей истории Иерусалим не раз подвергался разрушению, а затем восстанавливался. Но неизменно Иерусалим и поныне является духовным центром мира. Многочисленные паломники приходят сюда поклониться святым местам, где жил, проповедовал, совершал чудеса, принял крестные страдания и смерть, а затем воскрес Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Святая Земля и Святой Град Иерусалим хранят следы пребывания и Пречистой Божией Матери, и Его святых апостолов, и множества первых христианских мучеников, среди которых сияет и святой мученик Лонгин Сотник.
В IV веке святая императрица Елена со своим сыном, византийским императором Константином, пребывая в паломничестве в Иерусалиме, начала облагораживать Святые Места и воздвигла Храм Гроба Господня. Построен он был в 335 году, освящен в 336 году и объединял в себе несколько святых мест. Внутри Храма располагались Голгофа (место распятия Христа), Камень Помазания (на котором готовилось к погребению снятое с Креста тело Господне), сам Гроб Господень (место Воскресения Христа). Так же в Храме находится место обретения Креста Господня, рядом с которым имеется придел Греческой Православной Церкви во имя святого Лонгина Сотника.
Придел полукруглой формы. В центральной части находится икона, изображающая Распятие Иисуса Христа со стоящим рядом Лонгином Сотником.
Слева от центральной иконы расположена другая икона, где святой Лонгин изображён римским воином. На этой иконе по-гречески написаны слова, которые сказал Лонгин, когда Господь на Кресте испустил дух: «Воистину Человек Сей был Сын Божий»(Мк.15: 39).
Справа расположена икона, изображающая мученическую кончину Лонгина Сотника: усекновение главы. Там же, на этой иконе изображена вдовица, обретающая главу Лонгина Сотника.
История обретения главы Лонгина Сотника следующая. Одна ослепшая вдовица, не получивши облегчения у врачей, решила пойти в Иерусалим поклониться Святым Местам и искать там помощи Божией. Взяв с собой своего единственного сына, она отправилась в путь. В пути сын заболел и умер. Когда вдова горевала и плакала, ей явился святой Лонгин Сотник и, утешая, сказал, что она увидит своего сына и вернется к ней зрение. При этом он рассказал о себе и повелел ей идти за город, найти там его главу, от которой она получит исцеление. Вдова так и сделала, попросила людей отвести ее за город, где находится мусорная свалка. Разрыв мусор, она быстро нашла главу сотника и тут же увидела свет. Взяв главу святого, вдова принесла ее домой, омыла и отерла благовониями. Ночью вдове явился святой Лонгин Сотник, показал ей ее сына в светлой одежде и сказал, что ее сын находится в Царстве Небесном. Так же сказал, что они оба будут теперь все время вместе и повелел ей похоронить тело ее сына со святой главой мученика. Вдова была утешена в своём горе.
Паломники приходящие во Святой Град Иерусалим, будучи в Храме Гроба Господня, подходят к Приделу святого Лонгина Сотника и прикладываются к стоящему там Престолу, молясь о просвещении душевных и духовных очей, и об исцелении от глазных болезней.
Святый мучениче Лонгине, моли Христа Бога о нас!
Михаил Телешов, фото Ю.Антонова.
Использованные источники: Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых; Скарлакидис Х.К. Святой Свет; Рассказ инокини Серафимы, насельницы Горненского женского монастыря (Иерусалим).