Турция: паломничество к истокам христианства.
В мире не так много стран, способных предложить паломнику столько разнообразных, интересных и дорогих сердцу христианских святынь, памятников и свидетельств, как Турция. Эта земля исполнена новозаветных и святоотеческих воспоминаний, потому что с ней связана жизнь и история Церкви с самых первых веков её существования. В определённом смысле её можно считать второй после Палестины родиной Церкви.
В древности эту территорию занимали несколько областей: Фракия на западном берегу Босфора, а на восточном – Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия, Галатия, Фригия, Писидия, составлявшие вместе Малую Азию или Анатолию. На территории сегодняшней Турции располагалась и часть древней провинции Сирия. Политическая стабильность и экономическое благосостояние, бурный круговорот философских идей и религиозных убеждений, большая иудейская диаспора, к которой в первую очередь обращались апостолы со словами евангельской проповеди – сделали Малую Азию и прилегавшие к ней области благодатной почвой для зарождения и расцвета христианства. Здесь жили и проповедывали святые апостолы Петр, Иоанн, Филипп, Андрей. Здесь родился апостол Павел, и здесь развернулась значительная часть его миссионерских путешествий, в которых его сопровождали верные соратники – апостолы Варнава и Лука. Возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов и апостол Филипп окончили здесь свой земной путь. Трудами апостолов и их сподвижников в Антиохии, Эфесе, Смирне и других городах, знакомых нам по книге Откровения, сложились крупнейшие христианские общины. Происходило это с небывалым размахом: из 50 известных нам мест, которые приняли проповедь о Христе в I веке, половина располагаются в сегодняшней Турции. Её области стали тем географическим и культурным фоном, который неотделим от опыта первых христианских общин, известных из книги Деяний, апостольских посланий, творений святых отцов, деяний первых церковных соборов.
Христианство обрело здесь многих приверженцев, засвидетельствовавших свою веру кровью мученичества. В этом ряду исповедников назовём хотя бы несколько имён: это священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Антиохийский, великомученица Евфимия Всехвальная, пострадавшая в Халкидоне, мученики Киприан и Иустина, чьей родиной была Антиохия, Кирик и Иулитта, родившиеся в Иконии и пострадавшие в Тарсе, Евод и Вавила, пострадавшие в Антиохии Сирийской, мученица Маргарита, пострадавшая в Антиохии Писидийской, мученики Иакинф, Горгий и Мамант, пострадавшие в Кесарии Каппадокийской, священномученик Антипа – первый из малоазийских мучеников, а также Карп и Папила, пострадавшие в Пергаме, великомученик Геогрий Победоносец и ещё около ста мучеников, пострадавших в Никомидии, целая христианская община Евмении во Фригии и 40 мучеников Севастийских.
Но христианство, некогда расцветшее на территории сегодняшней Турции, славно не только именами мучеников. Здесь сложилась и тысячелетие стояла Византийская империя с её живущим в веках образцом веры и зиждущейся на ней христианской государственности, у истоков которой стоял равноапостольный царь Константин Великий. В византийскую эпоху церковная жизнь достигла, пожалуй, своего наивысшего выражения. Здесь в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне состоялись все семь Вселенских соборов, сформулировавших основы христианского вероучения. Труды по патрологии и церковной истории изобилуют именами некогда живших на этой земле отцов Церкви, богословов, подвижников. В этом созвездии – святители Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Мефодий Олимпийский, Григорий Чудотворец; святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский; святители Прокл, Флавиан, Герман, Тарасий и Никифор Константинопольские, святители Григорий Палама и Марк Эфесский; преподобные Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец, Максим Исповедник, Феодор Студит, Симеон Метафраст и Симеон Новый Богослов; церковные историки Сократ и Созомен.
Здесь епископствовал и совершал чудеса милосердия святитель Николай Чудотворец, здесь прославился щедрой благотворительностью праведный Филарет Милостивый, здесь совершал свой жизненный подвиг праведный Иоанн Русский. Здесь расцвело монашество и Василий Великий составил его общежительный устав. Столицей церковной жизни в Византийской империи стал Константинополь, символом которого по сей день остаётся прекрасный собор Софии, Премудрости Божией, где тысячелетие назад наши предки навеки избрали православие своей верой. Здесь явила Свою особую милость и покров Пресвятая Богородица, соделав Царьград (Константинополь) хранителем святынь, столь дорогих христианскому сердцу: Влахернского храма, где хранились Её пояс и риза, и Живоносного источника. Здесь сложилась богатейшая литургическая традиция и византийская духовность, христианская архитектура и иконопись.
Возможные паломнические маршруты в границах сегодняшней Турции чрезвычайно разнообразны. Они предусматривают посещение древнего Константинополя, который сегодня известен нам как Стамбул, Эфеса, Смирны и других Церквей из книги Откровения, Патар и Мир Ликийских – родины и места святительского служения Николая Чудотворца, Каппадокии с её удивительными храмами, Антиохии, прославленной святыми апостолами, Тарса, родины апостола Павла. Каждое из этих мест – если, путешествуя, внимательно вглядеться в его историю и в образы тех, кто составил его славу – оживёт в своей культурной, исторической, социальной, географической составляющей и раскроет паломнику ту среду, в которой христианство открылось миру и Церковь стала поистине вселенской. Из тех сокровищ античной и византийской культуры, которые эта земля хранила столетия назад, до наших дней, к сожалению, уцелело не так много. Но и по этому можно судить о том, каких духовных, интеллектуальных, нравственных усилий стоило первым христианским общинам утвердить христианство над язычеством, и о том, какого расцвета и полноты некогда достигла здесь церковная жизнь.
Паломники найдут в этой древней земле истоки своей веры, перечитают немало библейских страниц, вновь услышат проповедь апостолов и учителей Церкви. Христианские древности будут интересны всем тем, кто интересуется церковной историей, археологией, библеистикой, патрологией, богословием. Паломничество станет для них настоящим учебным курсом, который раскроет пятнадцать славных веков в истории Церкви, сокровища богословия и христианского искусства. Если сочетать это с молитвой, участием в Божественной литургии и духовным трудом, путешествие окажет паломнику большую пользу.
Паломничество в Турцию имеет и большое общецерковное значение. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2 % населения, а подавляющее большинство христианских храмов превращены в музеи. Но христиан-жителей хотя бы в какой-то мере могут заменить христиане-паломники. Благодаря многолетним усилиям на сегодняшний день между Константинопольской и Русской Православной Церковью, а также турецкими властями впервые достигнута договорённость о предоставлении православным паломническим группам возможности совершать Божественные литургии и молебны в тех древних византийских храмах в Мирах Ликийских, Эфесе, Каппадокии, Тарсе, Антиохии Сирийской, которые сегодня имеют статус музея. Поэтому присутствие паломников в местах, столь близких христианскому сердцу, - это, быть может, единственный способ сохранить о них память и не допустить, чтобы вера Христова исчезла там, где её насадили сами апостолы.
Эти места стоит увидеть. Чтобы не попустить, чтобы наша история оказалась погребённой в забвении, чтобы заполнить пробелы памяти, чтобы разглядеть те черты, которые являются частью нашего христианского существования, чтобы через обращение к истокам вновь обрести свою идентичность, чтобы стать хранителями христианских святынь и сохранить от разрушения временем уцелевшие свидетельства жизни Церкви у её колыбели.
Листовка Паломнического центра Московского Патриархата. М.,2011.