По церковному преданию, после крестной смерти и воскресения Своего Божественного Сына Пресвятая Богородица прожила ещё свыше 20-ти лет. Все эти годы Матерь Божия жила непрестанной памятью о Нём, практически каждодневно посещая места страданий и славы Своего Возлюбленного Сына – Гефсиманию, Елеонскую гору и даже Голгофу. Бывала Она и на родине Иисуса – в Вифлееме.
С тех пор, как Иисус Христос с креста завещал Иоанну Богослову заботиться о Своей Матери, Пресвятая Богородица жила в его доме в Иерусалиме. Иоанн служил Богоматери с бесконечной преданностью и сыновней нежностью. Да и все остальные апостолы почитали Её безмерно, относились к Неё с превеликим благоговением. Частенько они, а также и новообращённые христиане приходили в дом Иоанна послушать рассказы Богоматери о Сыне. Пресвятая Богородица рассказывала о детстве Иисуса Христа, Его отрочестве, юности. Все они плакали, когда вспоминали страдания и крестную смерть Богочеловека…
По завету своего Учителя целых 10 лет апостолы занимались устроением Христианской Церкви в Иерусалиме. В 44 году правивший в Галилее, Иудее и Самарии Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, начал гонение на Иерусалимскую Церковь – по его приказу был убит апостол Иаков. Тогда-то и разошлись апостолы по разным странам с проповедью слова Божия.
Пресвятая Богородица, которой было уже около 60-ти лет, и любимый ученик Господа перебрались в выпавший Иоанну по жребию Эфес, самый значительный город римской провинции Асии (ныне это западная Турция). По тому же жребию местом проповеднической деятельности Богоматери стала земля Иверская (Грузия). Но явившийся Ангел остановил уже готовившуюся к отъезду Богородицу: «Не отлучайся из Иерусалима. Страна же, в которую Ты желаешь идти, просветится впоследствии, и владычество Твое там утвердится. Твое попечение через некоторое время ожидают на другой земле, в которую Сам Бог приведёт Тебя». И как всегда послушная воле Божией, осталась тогда Богоматерь в Иерусалиме.
Во всех станах и весях пришедшие туда апостолы рассказывали о Деве Марии, Матери Иисуса Христа. Под впечатлением их слов многие из новопросвещённых христиан устремлялись в Иерусалим, чтобы увидеть Ту, руки Которой носили Владыку всей вселенной, услышать Её свидетельство о Господе. Слава о Ней распространялась повсюду. Скоро Божия Матерь стала поистине Матерью всех приходящих к Ней. Она молилась Господу за весь грешный мир; чем могла, помогала бедным и больным; утешала страждущих; заботилась о детях-сиротах и вдовах.
За эти годы Пречистая Богородица несколько раз отлучалась из Иерусалима. Вместе с Иоанном Богословом Она побывала в Антиохии, крупном административном центре римской провинции Сирия (именно здесь впервые верующих в Иисуса Христа стали называть «христианами»). Во время другой их поездки – на Кипр к епископу Лазарю, когда-то воскрешённому Её Сыном, - сбылись пророческие слова Ангела. Шторм начался неожиданно, внезапно переменившийся ветер погнал корабль прочь от уже видневшегося вдали острова. Наконец, уже в Эгейском море, корабль прибило к берегу Афонской горы, крупному идольскому центру того времени. Богоматерь со спутниками вышла на берег и стала рассказывать о Спасителе. Необыкновенная сила была в словах этой чудной Проповедницы христианства, и потому многие из слушавших Её уверовали и крестились, а идолы в капищах низверглись со своих постаментов. Глядя на прекрасные афонские горы, Матерь Божия, сказала: «Вот место, где будут прославлять Меня». И действительно, с первых веков христианства на Святом Афоне появились первые монашеские обители. И до сих пор этот благословенный полуостров является уделом Пресвятой Богородицы и единственной в своём роде монашеской республикой с 2-мя тысячами граждан-иноков…
Шли годы. Богоматери уже около 70-ти. И всё так же за утешением и с многочисленными просьбами отовсюду приходят к Ней христиане. Как истинная Мать, Она принимает всех: больные получают исцеление, печальные слышат слова утешения, грешники после Её наставлений каются и встают на истинный путь.
Однажды во время молитвы Божией Матери на Елеонской горе, перед Нею появился Архангел Гавриил. В его руке необыкновенным светом небесной благодати сияла финиковая ветвь – знамение ожидающего Её рая. Небесный Вестник протянул ветвь Богоматери и возвестил, что через 3 дня Она отойдёт ко Господу, что кончина Её будет как тихий сон, на самое короткое время, а потом Она узрит бессмертную жизнь… Архангел исчез. Тихая радость охватила Богоматерь – кончилась Её разлука с Возлюбленным Сыном, отныне Она будет видеть Его непрестанно в величии Божественной славы.
Вернувшись домой, Богородица рассказала наречённому сыну о предстоящем. Лишь об одном горевала Богоматерь – Ей хотелось проститься с апостолами, ставшими Ей родными и близкими, благословить их… И вот, как поётся в церковных песнопениях, из разных стран, где они проповедовали слово Божие, в Иерусалим «собрался чудно всечестный лик премудрых апостол погребсти славно тело» Пречистой Богородицы – по воле Божией апостолы были «доставлены» в Иерусалим «на облацех».
Узнав о том, по какому случаю собрал их всех вместе Господь, апостолы и все бывшие в Иерусалиме христиане стали скорбеть от того, что Матерь Божия покидает их. Пресвятая Богородица уверяла апостолов в обратном. Более того, скоро Она будет видеть Сына и Бога Своего и непременно умолит Его не оставлять их и после Её смерти. И разве возможно, чтобы Сын не откликнулся на просьбу Своей Матери? Потом Она благословила всех и заповедала похоронить Её там, где были погребены Её родители, праведные Иоаким и Анна: «В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое».
И вот наступил этот скорбный день. Погружённая в глубокую молитву Матерь Божия возлежала на украшенном ложе. По церковному преданию, кроме ближайших 12-ти здесь собрались и многие из позднейших 70-ти учеников Христа, в том числе апостол Павел, его ученики Дионисий Ареопагит и Тимофей. Было много и благочестивых христиан. В 9-ом часу утра комната озарилась необыкновенным светом Божественной славы. Все увидели, как верхняя часть дома отверзлась, и Сам Господь Иисус Христос с сонмом Ангелов и святых сошёл к одру Своей Матери. И в этот миг Пресвятая Богородица «аки сладким сном уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу». Лицо Пресвятой Богоматери засияло как солнце, от тела Её разлилось дивное благоухание…
Сразу же после Успения Богородицы начались чудеса: одно прикосновение к одру прекращало все недуги – слепые прозревали, глухие начинали слышать, хромые отбрасывали костыли. С пением священных гимнов апостолы понесли одр к месту погребения. Иоанн Богослов шёл впереди со светящейся райской ветвью, принесённой Архангелом. Печальную многолюдную процессию сопровождало неожиданно появившееся светозарное облако в виде венца. Положив пречестное тело Богородицы в погребальную пещеру, апостолы закрыли вход в неё большим камнем.
Только через 3 дня после погребения Пресвятой Богородицы из далёкой Индии в Иерусалим прибыл апостол Фома. С воплем и слезами повергся он перед пещерой, тяжко скорбя, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. Сочувствуя ему всем сердцем, апостолы отвалили камень от входа в пещеру, чтобы Фома всё же простился с Богородицей. Они увидели пустую пещеру, где лежали лишь Её погребальные пелены, от которых разливалось чудное благоухание…
Пречистое тело Божией Матери было воскрешено Божественной силой и нетленным взято в райские обители. Для Неё, «Живоначальной Матери», смерть оказалась не более чем трёхдневным сном, за которым последовало воскресение в уже преображённом , духовном теле. Поэтому и кончина Божией Матери в церковной традиции именуется «Успением», «Божественным преставлением», «Вселением ко Господу». Вечером того же дня апостолы были утешены явлением им Пресвятой Богородицы, стоящей на воздухе в окружении Ангелов. «Радуйтесь! Я всегда с вами», - услышали они слова Царицы Небесной. Апостолы поклонились Ей и воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»
Успение Пресвятой Богородицы – один из 12-ти самых главных праздников Православной Церкви, отмечается всегда 28 августа (по новому стилю). Верующие готовятся к нему двухнедельным постом, который так и называется: Успенский и является строгим. В этом празднике выражается наибольшее наше почитание Божией Матери и наша надежда на то, что Она, будучи Царицей Небесной, не оставит нас, земных, Своим попечением, Своими молитвами к Сыну и Богу о нас. Об этой надежде и уверенности поётся в тропаре Успения:
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша»
*Преставилася еси к животу – Ты перешла к жизни.
*Мати сущи Живота – так как Ты – Мать Жизни (т.е. Бога Иисуса Христа).
По книге: Глаголева О.В. Святые дни. М.,2009.