27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Г. П. Баскова
Хранитель всей вселенной.
Миновали в нашей стране времена воинствующего атеизма – российский народ возвращается в лоно Православной Церкви. И каждый православный христианин обязательно носит на груди нательный крест – главный символ Православия.
« Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, - писал святитель Димитрий Ростовский, - и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».
Последние две тысячи лет человечество живёт под знаком Животворящего Креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесённой за весь мир Иисусом Христом. Позорное орудие казни, освящённое Его страданиями и Его кровью, стало символом победы над смертью и грехом, орудием спасения христиан.
В X веке вместе с христианством Животворящий Крест пришёл и на нашу землю, в русское государство. С тех пор он освящал всю жизнь нашу. Правило VII Вселенского Собора предписывает изоажение креста «полагати на всех Божиих церквах, на освящённых сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…»
На Руси кресты всегда почитались наравне с чудотворными иконами. Во время Таинства Крещения на новокрещённого надевался нательный крест: с ним не расставались всю жизнь, с ним и хоронили, и над могилой водружали крест.
В первые века принятия христианства кресты носили поверх одежды – как показатели христианского крещения. Нательные кресты X века были четырёхконечными, с равными концами. Изготавливались они из различных пород камня и дерева, стекла, янтаря, кости. На крестах «домонгольского» периода помещалось изображение Богоматери с надписью: «Святая Богородица, помогай». Часто встречалось на крестах и изображение Николая Чудотворца – всеобщего заступника рода христианского.
С Синодальным периодом истории Русской Православной Церкви связано появление у священнослужителей наградных крестов. Особыми наградами для духовенства стали наперстные кресты. Напрестольные кресты возносятся священниками в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября по новому стилю.
Византийская императрица Елена по поручению своего сына императора Константина Великого отправилась в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Спаситель. Голгофа и место гробницы Господа в то время были уже застроены языческими храмами. Царица Елена разрушила их и начала раскопки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью «Царь Иудейский», а также пещера Гроба Господня. На каком из крестов был распят Спаситель определить помог случай: когда кресты несли по городу, возле одного из них произошло исцеление женщины и воскресение умершего. Именно этот Крест и был торжественно явлен народу иерусалимским епископом Макарием 14 (27) сентября 331 года. Он стал главной святыней Церкви, и его святые частицы разошлись по всему миру.
Во времена царя Алексея Михайловича в России появляются первые кресты, «исполненные мерою и подобием Креста Христова», привезённые из Палестины.
Древние святые подвижники, приходя в пустынное место, вначале всегда утверждали там деревянный крест в знак освящения места сего силой Божией. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на основание монашеского общежительства. С монашеским подвигом связано ношение крестов и вериг. Многие российские святые носили кресты и вериги. Например, Иринарх Ростовский (XVI в.) носил на себе вериги (цепи железные) со 142 крестами.
На Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах многие века существовала традиция воздвижения деревянных крестов по краям улиц, при въездах в деревни, на перекрёстках – там, где не было храма или часовни. Кресты являлись путеводными знаками: до 10 метров в высоту, расположенные по берегам Белого моря, они указывали путь мореходам к спасительной гавани. Перед этими крестами возносились молитвы о благополучном путешествии.
По всей Руси возводилось также множество обетных крестов – в благодарность по окончании трудных дел, либо в память избавления от морового поветрия. Крест обозначал и принадлежность пустынных земель православному миру.
В каждом храме России непременно есть Голгофский Крест – как напоминание о том, что Церковь – образ Распятия, погребения и Воскресения Христова. Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода: водружённый на высокое древко, вознесённый над процессией христиан, он освящает и благословляет. Защищает он и воинов в сражении – именно с военными походами ещё во времена императора Константина связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…
Чудотворный Крест.
В прежние века в России явлено множество чудотворных святынь, среди них – кресты. Ныне один из таких чудотворных крестов находится в селе Годеново, расположенном в 15 километрах от посёлка Петровск в Ярославской области, в храме во имя святителя Иоанна Златоуста.
Явление этого Чудотворного Креста Господня произошло 29 мая (по старому стилю) 1423 года. Пастухи, пасшие скот, увидели свет, изливавшийся с неба на землю. Сначала они испугались, но потом решили пойти к тому месту, откуда исходил свет. Путь их пролегал через лесную чащу и болотные топи. Добравшись до места, они увидели над болотом необыкновенный свет, в котором парил в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня. От страха пастухи пали ниц, а когда пришли в себя, то услышали голос, исходящий от Распятия: « Будет на этом месте благодать Божия и дом Божий… будет много исцелений и чудес от Животворящего Креста… идите и скажите людям, чтобы на этом месте поставили церковь». Возвратившись в село, пастухи рассказали односельчанам о чудесном явлении.
Так как на болоте строить было невозможно, строители заложили прочную дубовую церковь рядом – на берегу. В течение дня возвели три венца основания здания и после тяжёлых трудов легли спать. Утром увидели, что церковное основание, положенное ими накануне на берегу, - стоит прямо на болоте, в том месте, где было пастухам чудесное явление. Внутри основания будущей церкви стоял Животворящий Крест, явившийся пастухам, и услышали строители голос: «На этом месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и много чудес произойдёт…» Посреди болота возник поток, который вынес всю болотную жижу с этого места, образовав под основанием храма холм, на котором мастера смогли строить. А Животворящий Крест, явленный дважды, остался стоять посреди строящейся церкви, множество чудес и исцелений стало совершаться от него.
Спустя 80 лет случился пожар, прихожане стали спасать святыни, вынесли всё, а Животворящий Крест не смогли сдвинуть с места. Люди молились, глядя на погибающую святую церковь и плакали о потере Распятия. После пожара они искали на пепелище уцелевшие остатки церковной утвари и совершенно неожиданно нашли абсолютно невредимый Животворящий Крест. На месте пожарища была построена новая церковь, где вновь установили Чудотворный Крест. Прошло несколько веков, слава о чудесах и исцелениях от Животворящего Креста распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество паломников со всех уголков России стекалось к Честному Кресту за помощью.
В 1917 году храм был разрушен. Верующие перенесли Животворящий Крест в храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново, находившийся в нескольких километрах от места явления Креста. Поток паломников иссяк. Но святыня не давала покоя безбожникам, они решили её уничтожить. Придя в храм, группа активистов пыталась вынести Крест на улицу, чтобы сжечь. Но Крест словно свинцом налился – несколько сильных мужчин не смогли его даже сдвинуть с места, хотя сейчас две хрупкие монахини легко поднимают его. Раздосадованные богоборцы решили распилить Распятие и вынести на улицу по частям, но зубья пилы сломались, словно Крест был не из дерева, а из камня. На память об этом событии на руке Распятого Господа остался неглубокий след от пилы. Один активист схватил топор и ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол – через некоторое время тот безбожник умер от заражения крови, поразившего на его ноге именно тот мизинец, который был отрублен на образе Распятого Христа.
Ныне храм, где сохранилось Чудотворное Распятие, снова ожил, потянулись к Животворящему Кресту за помощью паломники со всей страны. Недавние исследования Распятия, проведённые реставраторами Государственного Русского музея, показали, что Крест этот византийской работы, сотворён из двух цельных кусков дерева, но какого именно – установить не удалось. Все специалисты сошлись в одном: дерево такой породы им не известно. Изваяние Христа на чудесном Кресте очень похоже на отпечаток тела Спасителя на Туринской плащанице: совпадают многие детали, словно это скульптурная копия. Аналогов этому Распятию в России нет.
Журнал «Русский дом», 2009, № 9 (с небольшими сокращениями).