Воздвижение Креста Господня
27 сентября.
В течение первых трёх веков христианства последователи Христа подвергались страшным гонениям сначала от своих не уверовавших собратьев, а затем и от язычников. Особенно жестокими были гонения со стороны римских императоров. История Христианской Церкви насчитывает за это время десять больших гонений на христиан.
Первое гонение началось в 64 году н.э. при императоре Нероне (правил в 54-68 гг.). По его приказу христиан отдавали в цирки на растерзание диким зверям, травили собаками, распинали на крестах, обливали смолой и зажигали вместо факелов для освещения императорских садов во время ночных вакханалий.
Последнее крупное гонение на христиан первых веков было при императоре Диоклетиане (правил в 284-305гг.). В его правление были замучены сотни тысяч христиан, сожжено огромное число книг Священного Писания. Христианский писатель и философ того времени Лактанций писал: «Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпевавших верующими…» Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных христиан … лечили (!), чтобы снова мучить.
Гонения за Христову веру прекратились только в начале четвёртого века, при императоре Константине Великом (правил в 305-337гг.), который неожиданным способом убедился в силе и славе крестного знамени Христова.
В 313 году, накануне решающей битвы за императорский трон, Константин и всё его войско увидели в небе знамение (изображение) креста и светящуюся надпись «Ника» (по-гречески победа). Ночью Константину явился Сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что он победит врага, только на воинских знамёнах вместо римских орлов следует начертать кресты. Константин исполнил Божие повеление, и победа над значительно превосходящим его противником была одержана.
Как и его мать-христианка царица Елена, император Константин уверовал в Иисуса Христа и принял христиан под своё покровительство. Он издал эдикт, уравнивавший христианство с римской государственной религией, и отменил смертную казнь последователей Христа. Более того, Константин Великий решил построить для христиан в священных местах Палестины Божии храмы и найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Единомышленницей в таком благородном деле стала его мать.
С этой целью в 326 году святая царица Елена, несмотря на свой преклонный возраст, отправилась в Иерусалим. Прибыв в Святой град, она была очень опечалена, увидев здесь множество языческих храмов – так, на Голгофе стоял храм Венеры, на месте Гроба Господня уже почти две сотни лет высился храм Юпитера. А в Вифлееме, на родине Спасителя (!), был храм Аполлона. Все эти «храмы» построил римский император Адриан (правил в 117-138гг.), чтобы воспрепятствовать паломничеству к особо чтимым христианским местам. По приказу царицы Елены эти и многие другие языческие капища были разрушены, вместо них впоследствии воздвигли христианские храмы.
Между тем время шло, а главная цель поездки на Святую землю всё ещё не была достигнута: самую значимую святыню христианства – Крест Христов – царице Елене никак не удавалось найти. И немудрено – прошло слишком много времени и вполне естественно, что местонахождение этой святыни никому уже не было известно. Но всё же она не теряла надежды…
И вот однажды святой Елене указали на одного престарелого иудея, которому будто бы известно местонахождение Креста Господня. После долгих расспросов и уговоров этот иудей по имени Иуда указал засыпанную пещеру у подножия Голгофы, где, по его словам, были закопаны три креста – кресты двух разбойников, казнённых вместе с Иисусом Христом, и Крест Спасителя.
К раскопкам приступили немедленно – и скоро, действительно, были найдены три креста и вместе с ними, немного в стороне, дощечка с надписью на трёх языках: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Теперь оставалось выяснить, какой же из крестов был Крестом Спасителя. Присутствующие при работах царица Елена и Иерусалимский патриарх Макарий были уверены, что Сам Бог непременно укажет им на Святой Крест.
По предложению патриарха кресты поочерёдно возложили на одну тяжко болящую женщину. После возложения первых двух крестов в состоянии больной ничего не изменилось. Когда же на неё был возложен третий крест, больная исцелилась. В это время мимо несли покойника на погребение. Для более точного подтверждения того, что этот Крест – тот самый, предполагаемый Крест Спасителя, его возложили и на умершего. Тотчас же он ожил, его воскресила сила, исходящая из Креста. Теперь уже ни у кого не осталось сомнения, что это именно тот Крест, который так долго искали. Позднее Крест Спасителя назвали Животворящим, то есть дающим живительную силу. С великой радостью и благоговением царица Елена, патриарх Макарий и все бывшие с ними люди поклонились Кресту Христову и приложились к нему (поцеловали).
Тем временем на месте, где был обретён (найден) Крест Господень, собралось большое число людей. Всем хотелось увидеть найденную святыню и поклониться ей, но большинству (так много было пришедших) не удавалось не только приблизиться к ней и облобызать, но даже и увидеть. Люди стали просить поднять Крест. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и высоко поднял – воздвиг (отсюда и название праздника) – Крест Спасителя, чтобы все собравшиеся смогли увидеть святыню. Христиане, увидав Животворящее Древо Креста, пали на колени, восклицая: «Господи, помилуй!».
Позднее на месте страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа царь Константин и царица Елена выстроили великолепный христианский храм. Как писал современник императора историк Евсевий, епископ Кесарийский, Константину «казалось, что это был его долг – построить памятник, достойный почитания, на самом благословенном месте, на месте Воскресения Спасителя в Иерусалиме». После десятилетнего строительства – в 336 году – храм был освящён. Для всеобщего поклонения здесь была выставлена часть Животворящего Креста Господня, которая находится здесь и поныне. Другую часть Креста царица Елена привезла своему сыну в Константинополь.
Царица Елена основала более 80-ти храмов в местах, связанных с земной жизнью Спасителя: в Вифлееме – месте Рождества Христова; на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на Небо; в Гефсимании, где Спаситель молился перед грядущими страданиями и где была после Своего Успения погребена Божия Матерь…
За свои заслуги и усердие в деле распространения христианской веры византийский император Константин Великий и его мать, царица Елена, Святой Православной Церковью именуются равноапостольными, то есть равными апостолам.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня является одним из 12-ти самых главных праздников Православной Церкви и празднуется всегда 27 сентября по новому стилю. В этот день верующие чествуют (воздают честь) Святой Крест Господа нашего Иисуса Христа (отсюда наименование Честной), как орудие нашего спасения. В каждом православном храме в этот праздник (накануне) священник из алтаря выносит крест, украшенный живыми цветами, кладёт его на аналой, стоящий посредине храма для поклонения. Все молящиеся под песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и Святое Воскресение Твое славим» трижды земно кланяются Кресту и благоговейно целуют его. Верующие благодарят Господа за Его подвиг спасения людей и в то же время скорбят о Его страданиях. Потому праздничный день этот – постный.
По книге: Глаголева О.В. Святые дни. М., 2009.