Введение во храм
Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
В ветхозаветные времена, на протяжении многих веков еврейский народ ожидал Мессию. По сути история еврейского народа это история отношения человека с Богом. Богом был избран еврейский народ для хранения веры в истинного Бога и явления Спасителя всего человечества. После грехопадения, когда оборвалась живая связь человека с Богом, народы отклонились от веры в истинного Бога. Стали поклоняться придуманным «богам», зверям, истуканам, планетам, заменяя тем самым врожденное стремление души к Творцу, суррогатом.
Бог заключил Завет с еврейским народом, обещая Мессию, который спасет мир, погрязший в грехах, и примирит человечество с Богом. Плодом духовных подвигов лучших представителей еврейского народа явилось рождение Пречистой Девы, от Которой родился Спаситель. Ветхозаветный пророк Исаия писал: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14).
О рождестве Богородицы нам известно из Священного Предания Церкви. Предание говорит, что благочестивые родители Пречистой Девы Иоаким и Анна были людьми праведными и отличались смирением и милосердием. Святой Иоаким был из древнего царского рода, а супруга его святая Анна из архиерейского рода. Ожидали они, как и все, пришествия в мир Мессии. И несмотря на преклонный возраст и бездетность, они молились о даровании им ребенка. Потому что весьма грешными людьми считались те, у кого не было детей. Относились к таковым с презрением. В связи с ожиданием Мессии был установлен закон, что бы муж брал в жены супругу своего родственника, если тот умер не оставив после себя потомства, и восстановить его семя, чтобы тот не лишался возможности участия в рождении Мессии. Бездетность считалась Божиим наказанием.
В непрестанной молитве обращались к Творцу праведные Иоаким и Анна, обещая посвятить родившегося ребенка на служение Богу. Плодом молитвенного стояния и терпения явилось рождение Дочери. Счастливые родители назвали Ее Марией. Рождество Пречистой, Пренепорочной, Божией Матери Марии положило начало нашего спасения.
Когда Богоотроковице исполнилось три года, благочестивые родители исполнили свой обет, данный Богу. Они созвали народ, родственников, одели Дочь в лучшие одежды и с зажженными свечами под пение духовных песен пошли в Иерусалимский храм.
Храм был построен в Иерусалиме при Соломоне на горе Мориа. По преданию, здесь Авраам принес в жертву Исаака. На этом месте поставил жертвенник царь Давид, а его сын Соломон возвел Храм. Для строительства верхушку горы срезали, что бы увеличить площадку. Храм построили по образцу Скинии Моисея. Скиния Моисея представляла собой походный Храм – шатер. Сделана была Скиния по повелению Божию после исхода евреев из египетского рабства. Служила для совершения богослужения и жертвоприношения.
Иерусалимский Храм, так же как и Скиния, делился внутри на три части: Святая Святых, Святилище и Притвор. Был украшен большими медными колонами и золотом. Святая Святых отделялась от Святилища стеной из кипарисового дерева, обложенного золотом. Вход прикрывал тканный занавес. Во Святая Святых находились: Ковчег Завета, внутри которого хранились скрижали Завета, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной. Рядом с Ковчегом по сторонам стояли две пятиметровые фигуры Херувимов с распростертыми крыльями. Во Святая Святых мог входить только первосвященник. Входить ему дозволялось один раз в год с жертвенной кровью в знак очищения народа. Храм был духовным центром Израиля. Со всей Палестины сюда приходили люди, чтобы принести жертву Богу. На протяжении веков, храм дважды разрушался завоевателями, затем восстанавливался. В настоящее время на месте Иерусалимского храма находится мечеть, которая построена в конце VII века.
О введении Святой Пречистой Девы в храм святитель Димитрий митрополит Ростовский пишет: «…с честью и славою не только людьми, но и Ангелами была введена в храм Господень Пренепорочная Отроковица. И достойно: ибо если ветхозаветный ковчег, носивший в себе манну, который служил только прообразом Пресвятой Девы, внесен был в храм с великой честью, при собрании всего Израиля, то тем большей честью, при собрании Ангелов и человеков, должно было совершаться введение во храм того самого одушевленного кивота, который имел в себе манну – Христа, – Преблагословенной Девы, предназначенной в Матерь Богу.»
Оказавшись у храма трехлетняя Богоотроковица Сама, без посторонней помощи взошла по высоким ступеням. Встретил Ее первосвященник Захария. По преданию, он был отцом Иоанна Крестителя, и сродником Марии. Захария, исполнившись Святого Духа, за руку ввел Ее во Святое Святых. Туда, где был Ковчег. Туда, куда не могли входить даже священники. И только один раз в год мог войти первосвященник. Так была введена в храм Пресвятая Богородица. Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой в Назарет.
Пресвятая Богородица воспитывалась при храме. На территории храма находились помещения, где Богородица вместе с другими девицами жила, обучалась Закону Божию и рукоделию. Она в совершенстве обучилась Писанию и освоила рукоделие. К слову, Богородица своими руками соткала хитон для Сына Своего Иисуса Христа, тот самый хитон, о владении которым римские воины кидали жребий у ног распятого Спасителя.
Святой Иероним, живший в VIII веке, описал жизнь Богородицы в младенчестве так: «Блаженная Дева еще в детстве и младенчестве своем, когда была при храме с прочими, однолетними Ей девицами, жизнь свою проводила по строгому порядку, от раннего утра до третьего часа дня стояла на молитве; от третьего до девятого упражнялась в рукоделии или чтении книг; от девятого часа снова начинала свою молитву и не прекращала до тех пор, пока не являлся Ей Ангел, из рук которого Она обыкновенно принимала пищу. Так все более и более возрастала Она в любви к Богу».
На молитву Пречистая Дева входила во Святая Святых, а для рукоделия возвращалась в Свое жилище. Первосвященник Захария видел и был свидетелем того, как Ангел беседовал с Девой Марией и подавал Ей пищу. Таким образом, Пресвятая Дева Мария, живя в храме и общаясь с Ангелами, предпочла ангельскую чистоту супружеству. Она обещала Богу никогда не выходить замуж, что было необычно для еврейского народа, в котором ценилось супружество, ибо все ждали рождения в мир Спасителя, а таким решением Дева Мария, по мнению еврейского народа, лишала себя участия в приходе ожидаемого Мессии.
Праведные родители Девы Марии приходили в храм навещать Ее. По прошествии времени, будучи в преклонных годах, они умерли. По достижении четырнадцатилетнего возраста при храме уже нельзя было оставаться, нужно было, как всем прочим девицам, выходить замуж. Первосвященник, зная намерения Богородицы и по Божьему внушению, обручил Деву Марию восьмидесятилетнему старцу, вдовцу Иосифу. Праведный Иосиф был из рода Давида и являлся родственником Пречистой Деве. Пресвятая Богородица стала жить в доме Своего Обручника Иосифа, в Назарете. Не смотря на преклонный возраст, Иосиф трудами своими добывал пропитание и заботился о Пречистой Деве. Живя в доме Иосифа, Пресвятая Богородица трудилась, читала Святое Писание, размышляла и постоянно молитвенно обращалась к Богу. Жизнь Ее здесь напоминала жизнь при Иерусалимском храме. И когда явился Ей Архангел Гавриил с Благой Вестью, Она не испугалась. Для Нее общение с Небожителями было привычным делом… Но это уже другая история.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Составил Михаил Телешов
В подготовке рассказа использовались:
«Жития Святых» святителя Димитрия Ростовского;
«Священная библейская история» архиепископа Вениамина (Пушкаря).