7 апреля каждый год мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12-ти самых главных (кроме Пасхи) праздников Православной Церкви (которые так и называются: двунадесятые).
Благовещение Пресвятой Богородицы.
О.В.Глаголева.
О праведном Иосифе (его называют ещё Обручником) известно очень немного. Но уже само словосочетание – «праведный Иосиф» - указывает на такие свойства его характера, как благородство, искренность, скромность, совестливость, доброта… Потомок царей Давида и Соломона жил он в бедности – был плотником и кормил семью трудами своих рук. От первой жены Саломии у него было две дочери – Мария и Саломия и четыре сына – Иаков, Иосия, Симеон и Иуда (о них в Евангелии упоминается как о сёстрах и братьях Господа). Перед обручением с Марией Иосиф уже много лет был вдовцом.
Деву Марию, смиренно принимающую всё, что происходило с Ней в жизни, ничуть не смущала убогая обстановка, в которой Она оказалась. Её тихая и благочестивая жизнь в доме Иосифа почти не отличалась от жизни в храме: много времени Она посвящала молитве, чтению священных книг и рукоделию.
Уже почти четыре месяца жила Пресвятая Дева в Назарете. Внешне Её жизнь ничем не отличалась от жизни других женщин провинциального городка. Она так же готовила еду, прибиралась дома, занималась рукоделием. Но внутренне… По своим душевным качествам молчаливая и кроткая Мария превосходила их всех вместе взятых. По словам святого Амвросия Медиоланского, Мария «была Девой не только по плоти, но и по духу. Сердце Её было полно смирения. В словах была Она богомудренна, в разговорах не скора. Всегда занята чтением. В трудах бодра, в беседе целомудренна, как бы всегда беседовала с Богом, а не с людьми. Она никого не обижала, напротив, желала всем добра; никого не презирала, даже и самого убогого человека; ни над кем не смеялась; во всём видела только добро. Из уст Её излетали только слова благодати… Её наружный образ показывал внутреннее совершенство, выражая незлобие и милосердие».
И вот, наконец, «и времена, и лета исполнились…» Господь повелел Архангелу Гавриилу возвестить Марии благую (добрую) весть – именно Ей суждено стать Матерью Спасителя мира.
Божий Посланник явился в дом праведного Иосифа в тот самый час, когда Мария читала Священное Писание. В который раз Она перечитывала пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына…» Мария старалась представить Себе эту Преблагословенную Деву, Которая наверное уже где-то пребывает на земле. Как бы хотелось Ей взглянуть на Божию Избранницу. Быть помощницей, хотя бы служанкой Той, от Которой родится Спаситель мира – только об этом мечтала смиренная Мария. В эту самую минуту в скромной комнатке и появился Архангел Гавриил. Он протянул Марии райскую ветвь белых лилий - символ чистоты и целомудрия – и произнёс: «Радуйся, Благодатная! (т.е. обретшая особую любовь и благоволение Божие) Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28).
Внезапное появление Архангела смутило Марию. Одно дело присутствие Ангелов в храме, а другое – в этом убогом жилище… Да и столь возвышенные слова, обращённые к Ней, не могли не вызвать смущения Марии. На миг Ей стало даже страшно от того, что Она услышала. Но страх уступил место размышлению… «Благословенна Ты среди жен!» - что бы это значило? Божий ли это Вестник?
Отвечая на эти непроизнесённые вопросы, небесный Посланник поспешил Её успокоить: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя : Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1,30-33).
После этих слов Мария не могла скрыть удивления: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Как же быть с Её обетом девства? И услышала: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Архангел Гавриил добавил: «Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1, 34-37).
И «как чистая и тихая вода, приемля свет солнца, как бы отвечает ему отсветом», так Пресвятая Дева, послушно внимая слову Божию, смиренно промолвила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1, 38). «И лучи вышней благодати уже лились на смиренную Избранницу небес, и Дух Господень нисходил на Неё, и сила Вышнего осеняла Её. И стояла Она, поникнув главою, - освященная, осиянная, благодатная земля, зарождавшая в ту минуту небесного Сына…» (Е.Поселянин).
Так же неожиданно Архангел исчез. Мария осталась с веткой лилий в руках. Невозможно передать словами Её состояние… Произошедшее с Ней было столь велико и непостижимо, что переполняло Её всю… Вполне естественно, что Она испытывала потребность поделиться этой величайшей тайной и радостью. К тому времени из близких родственников Марии в живых оставалась только двоюродная сестра Елисавета, о которой упоминал Архангел Гавриил.
Елисавета была дочерью Софии, старшей сестры Анны (матери Марии), и находилась уже в преклонном возрасте. Жила она вместе со своим мужем, священником Захарией, неподалёку от Хеврона, в небольшом городке Иутте. Как когда-то у родителей Пресвятой Девы, у Захарии и Елисаветы тоже не было детей. Но Ангел сказал, что Елисавета вот уже шестой месяц носит под сердцем младенца.Тем более, она поймёт Марию. И Пресвятая Дева отправилась в далёкий путь…
Наконец, Она у порога хорошо знакомого дома. Елисавета, завидев Марию, спешит Ей навстречу. Гостья радостно приветствует хозяйку. Родственницы ещё не успели обмолвиться ни словечком, когда озарённая Духом Святым Елисавета отчётливо поняла, что давние пророчества наконец стали явью: перед ней – не бедная назаретская родственница, но долгожданная и величайшая из жен – Богоматерь. В сердечном восторге и трепете Елисавета воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» Первая из людей называет она Пречистую Деву Богоматерью: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне?»(Лк.1,42-43).
Мария смущена и удивлена одновременно: как сестра узнала о том, что произошло с Ней? А Елисавета продолжала: «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк.1,45). И тут Мария поняла, что Сам Дух Святой открыл Её тайну – тайну Боговоплощения в Ней Сына Божия.
Мария осталась у Елисаветы. «Что делали, о чём говорили эти две жены, носившие в себе жизни, которые в будущем должны были изменить судьбу мира? Об этом можно только догадываться…» (Е.Поселянин).
Через три месяца Пресвятая Мария возвратилась в Назарет. Вскоре сюда дошла весть, что Елисавета родила мальчика, которого по Божьему произволению назвали Иоанном. Он приходился – по плоти – троюродным братом Иисусу Христу.
С каждым прошедшим месяцем, как и положено, менялся внешний облик Марии, что не могло остаться незамеченным для окружающих. Для них в этом не было ничего удивительного. Но Иосиф! Какая буря чувств, мучительного недоумения и даже досады теснились в его душе! Он не знал, что делать, как поступить, к кому обратиться со своими подозрениями. Наконец он решил расстаться с Марией.
Конечно же, Пресвятая Дева не могла не понимать, что происходит в душе Её Обручника. Но что могла Она? Разве можно было ему открыть то, что было тайной между Богом и Ею? И Мария, как всегда в трудную минуту жизни, положилась на Господа. Ведающий помышления каждого, Всевышний вскоре послал Своего Ангела, чтобы успокоить Иосифа и открыть ему тайну Боговоплощения.
Ангел явился Обручнику во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: снами Бог» (Мф.1,20-23).
Пробудившись ото сна, Иосиф долго не мог прийти в себя – ему, недостойному, открыта величайшая тайна. Он поверил Вестнику безоговорочно, и больше даже тень сомнения в непорочности Девы Марии не появлялась в мыслях праведного старца. Теперь он стал относиться к Ней с благоговением, как к благословенной Матери Сына Божия, Матери своего Бога.
В этот праздничный день Великого поста, когда «и птица гнезда не вьёт, и красная девица косу не плетёт», разрешается употреблять в пищу рыбу и растительное масло.
В этот день в старину соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром покупали на рынке попавших в неволю птиц и тут же их отпускали.
Русские народные приметы о празднике Благовещения:
На Благовещение весна зиму поборола.
Если на Благовещение ночь тёплая – будет дружная весна.
Если на Благовещение ветер, иней и туман – к урожайному году.
Мокрое Благовещение – грибное лето.
На Благовещение дождь – родится рожь.
Из книги: Глаголева, О. Святые дни. Энциклопедия главных христианских праздников. М.,2009.