15 февраля — начало Великого поста.
Протоиерей Александр Шаргунов
Святой и Великий пост.
Мы входим в Святой и Великий пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. Ещё в начале прошлого века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, практически все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелёва в книге «Лето Господне» на рынках невозможно было увидеть мясо от начала Сырной седмицы до Великой Субботы (т.е. до субботы перед Пасхой — примеч. наше).
Сейчас в России всё совершенно изменилось. Люди в большинстве своём забыли прежние обычаи. Но «невольник — не богомольник». Пока не станет вольным в России пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного, приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех сферах жизни. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и всё остальное будет на своём месте. Но для этого пост должен быть подлинным, духовным постом.
Отношением к посту определяется что собой представляет человек. Пост появился, когда появился человек. Если мы откроем Библию, книгу Бытия, то увидим, что не человек, а Бог установил пост. Первая заповедь, данная Адаму и Еве, была заповедь о посте. Эту заповедь человек не сохранил, пост был нарушен. Адам и Ева нарушили пост, и были изгнаны из рая.
Мир, живущей без Бога, не знает воздержания и не хочет знать о нём. Современный человек усваивает почти с рождения философию «немедленного наслаждения» и «сиюминутного успеха». Культура “new age” утверждает, что «всякое ограничение — нравственное или религиозное — есть искажение природы человека», что только тогда человек становится самим собой, когда свободно делает всё, что хочет. Через массовую культуру, через образование, через средства информации, телевидение — такая атмосфера создаётся везде в мире. Православные христиане могут ощутить, как велико противостояние сегодняшнего мира посту.
Небо закрыто от нас, и ад закрыт, мы живём на земле, где возвращение к истинной жизни может быть только через послушание Богу. Пост — заповедь Божия, а всё, что заповедует Бог, — для блага человека. В мире, лежащем во зле, без соблюдения поста человек погружается в животное состояние. «Человек в чести сый и не уразуме, уподобися скотом несмысленным и приложися им», — говорит псалом. В таком состоянии он не может сознательно сопротивляться злу, над ним властвуют бесы. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17, 21), — говорит о власти тёмных сил над человеком Христос. Пост — оружие очень мощное в сражении с духами зла.
Каким же должен быть наш пост, чтобы стать, как говорят святые отцы, лекарством для души и тела? Пост наш тогда только святой, когда он не ограничивается воздержанием от скоромной пищи, но является воздержанием от зла. Христиане должны поститься от лжи, от злословия, от скупости и жадности, от зависти, от ненависти, от развращённости, от всякого зла. Пост, который ограничивается воздержанием от определённой пищи, но сопровождается грехами и пороками, — не христианский пост. Рассудите сами, какая польза человеку поститься от мяса и в то же время включать телевизор и пожирать глазами всякую нечистоту. Как тот блудный сын — садиться за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями, быть участником бесовской трапезы.
Как говорит преподобный Серафим Саровский, самое главное — это начало и конец. Начало Великого Поста — Прощёное воскресение и стояние на Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, а конец — это Страстная седмица. Неслучайно Великий пост начинается с Прощёного воскресения. Господь предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. А кто же тогда простит нам наши грехи, если Бог их не простит? Нет такого существа ни на небе, ни на земле, кто бы нам простил наши грехи. Люди не простят нам наших грехов, потому что мы им не прощаем. Бог не простит, потому что мы не прощаем другим. Где же мы после этого будем в вечности?
Господь предостерегает нас от ложного благочестия — того фарисейства, которое неистребимо в человечестве и до сих пор живо среди христиан. Награда, говорят святые отцы, даётся за смирение, а не за труды. Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. А кто поистине научается смирению? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, но тот, кто видит свою малость из–за своих грехов. Только через смирение — в познании собственной нашей греховности — может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыты красота и совершенство Божественной любви. Наше чувство греха зависит от нашей близости к Богу. Мы живём в мире, где всё меньше чувство греха, можно подумать, в «безгрешном обществе», у которого одна забота — чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесём его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь всё более несчастной. Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнёт чувствовать, что грех — это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.
И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это — Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и поэтому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, от которых я первый». Эти последние слова — наша молитва перед Чашей Причастия.
Смысл Поста, говорят святые отцы, не в воздержании, а во вкушении. В том, чтобы мы вкусили, что благ Господь. Чтобы мы питались Словом Божиим и молитвой, которая соединяет человека с Богом. Самим Христом Богом, вкушая Его Пречистую Плоть т Кровь.
Вот в какой Пост мы вступаем. Пост, который воистину дарует спасение. Пост, который освобождает душу человеческую от губительного лицемерия. Пост, который заповедан нам Самим Господом. Пост, в котором Он Сам участвовал, и потому Сам прежде его совершил, чтобы дать нам силу победить диавола, искушающего нас смертоносными грехами, и сделать нас причастниками Господней Пасхи — нетленной жизни в Воскресении.
В сокращении — из журнала
«Русский дом», 2008, №3.