Поездка в Александров

В последнее воскресенье марта прихожане нескольких храмов Ярославля, в том числе, от нашего Свято-Тихоновского, объединившись, поехали в Александров (Владимирская область). А места выбрали замечательные: Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, Успенский монастырь и Махрищский женский монастырь.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Зосимова пустынь

Монастырь находится на территории воинской части, принадлежащей к инженерным войскам, в местечке Арсаки. Эта воинская часть – единственная  в своем роде, здесь проходят службу верующие молодые люди. Раньше военные занимали всю территорию монастыря, сейчас же помогают монашеской братии в реставрации зданий, а монахи оказывают духовную помощь личному составу части.

Удивительно, что церковный хор состоит из солдат, которые после службы в храме спешат исполнять свои воинские обязанности. Одна частая паломница этих мест  говорила, что сюда приезжают девушки в поисках женихов. Может быть, поэтому число братии почти не увеличивается (за счёт отслуживших здесь солдат), в монастыре не больше 20 монахов.

Интересна история Пустыни.  В XVII веке на месте, где впоследствии возник монастырь, подвизался преподобный Зосима, схимонах Троице-Сергиевой Лавры. Пять дней в неделю он удалялся на безмолвие. Около своей келейки вырыл колодец. Жил преподобный Зосима уединенно, и после его кончины (24 октября 1833 года), на могилу приходили верующие, а вода из вырытого им колодца излечивала людей, по их вере.  Накануне своей кончины, прощаясь с братией, Зосима произнес: «Не расходитесь на моем исходе. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй придел, - то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы».

 В конце 19 века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет, в ней было около 100 монахов. В 1897 году над могилой основателя,  преподобного Зосимы, выстроили большой собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (покровительницы путешествующих), чуть позже еще два храма – во имя  Всех Святых и Сергия Радонежского.

После революции 1917 года Зосимова Пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. Из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к 1923 году Пустынь стояла заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами.

Теперь Пустынь возвращается к жизни, восстановлен главный храм. Надвратная церковь  Всех Святых поражает своими масштабами и грациозными башенками.

Побывав здесь однажды, хочется вернуться сюда снова, поклониться святым мощам преподобных Зосимы, Германа, Алексия. Именно он, старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий, вытянул жребий с именем тогдашнего митрополита Тихона (Белавина), ставшего 5/18 ноября1917 г. 11-ым Патриархом Москвским и всея Руси. Это происходило в храме Христа Спасителя после совершения Божественной литургии перед Владимирской иконой Божией Матери.

Кстати, на лето братия монастыря приглашает всех желающих потрудиться во славу Божию и отдохнуть душой в сим святом месте.

В воскресное утро нашего пребывания в Зосимовой  пустыни Божественную литургию совершал владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский.

  Владыка Евлогий

Свято-Успенский женский монастырь.

Успенскийй кремль

Свято-Успенский женский епархиальный монастырь основан преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора  –  Александровского Кремля. Великий князь Василий III в 1513 году построил в Александровской Слободе каменный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий).

Особенную известность приобрела Слобода при царе Иоанне Грозном, когда на 17 лет (1565-1582) стала столицей учрежденной им опричнины. В это время были воздвигнуты две каменные церкви – Троицкая (ныне Покровская), Успенская и Распятская церковь-колокольня.

Храмы и здания Кремля были разорены в Смутное время. В 1651 году преподобный Лукиан получил жалованную грамоту царя Алексия Михайловича и благословение Патриарха Иосифа на основание здесь женской обители. Восстановление храмов начали с церкви Успения Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь стал называться Успенским. Преподобный Лукиан преставился 8/21  сентября 1655 года в своей пустыни близ Александровской Слободы. Духовником и строителем монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий, строитель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав был общежительным. На содержание монастыря отпускались средства из царской казны.

Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены Святые врата с церковью великомученика Феодора Стратилата над ними, больничный корпус с церковью Сретения Господня и другие постройки. Последние годы жизни преподобный Корнилий почти неотлучно пребывал в Успенском монастыре, здесь преставился 11 /24  августа 1681 года и был погребен под алтарем Троицкого собора.

В 1698-1707 годах в монастыре подвизалась ссыльная царевна Марфа Алексеевна (в иночестве Маргарита), сестра царя Петра I. При императрице Екатерине II монастырь переживал период расцвета, был причислен к штату первоклассных, насчитывал 400 сестер.

В 1923 году обитель закрыли. Кроме историко-архитектурного музея, который существует в ее стенах и поныне, в ней размещались различные учреждения и организации, келии использовались под обычное жилье. В 1946 году Троицкий собор начал действовать как приходской храм. В 1991 году возобновилась монашеская жизнь. Как когда-то во время преподобных Лукиана и Корнилия, нынешние сестры полагали здесь начало монашескому жительству, стремясь восстановить нарушенную связь веков.

В настоящее время монастырь на половину является музеем, но в нем проживают около 30 монахинь.

Святыни монастыря: чтимая Страстная икона Божией Матери (XVII в.), древний монастырский мощевик (120 частиц мощей), мощи преподобного Корнилия Александровского (почивают открыто). Дни памяти прп. Корнилия: 24 августа н.ст. и в 6-ю Неделю по Пасхе.

Матушка, проводившая экскурсию по монастырю, пригласила нашу группу в келию преподобного Корнилия Александровского, где подробно рассказала о жизни и подвигах святого.

Икона в келье св. Корнилия

Стефано-Махрищский женский монастырь

Стефано-Махрищский монастырь

Стефано-Махрищский монастырь находится в 15-ти километрах от города Александрова, у слияния рек Молокчи и Махрищи. Обитель была основана в середине XIV века преподобным Стефаном, выходцем Киево-Печерского монастыря, который поставил здесь храм во имя Живоначальной Троицы, соорудил келию, и вскоре вокруг него собралась братия, а сам он стал игуменом.

В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек.

При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По благословению священноначалия мощи преподобного были оставлены под спудом, а над ними сооружена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма (впоследствии перестроена в отдельную церковь). Освящен придел был в 1558 году в присутствии царя Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана.

После Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731-1812), выдающегося богослова и проповедника. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время 2-3 недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружены каменная ограда (1791-1792), над восточными вратами — церковь преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными — первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса; перестроена древняя Троицкая церковь (1807-1808).

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека.

В 1922 году обитель была закрыта, а ее храмы и постройки переданы под хозяйственные нужды. На территории монастыря попеременно размещались: детский дом для беспризорников, общежитие, турбаза. В годы войны Стефановская и Троицкая церкви были разобраны на кирпичи для строительства аэродрома.

В 1993 году в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 году стал самостоятельным монастырем. Восстановлен храм во имя Пресвятой Троицы, заново построен храм в честь преподобного Стефана Махрищского. В 2004 году монастырь обрел статус ставропигиального.

Спаси Господи организаторов поездки, наших монахов и монахинь-экскурсоводов, водителей и всех, кто не остался в стороне. Мы ездим по святым местам и молимся там, а точнее сказать учимся молиться.

Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Молитва – сердечная – избавление от духовной смерти; враг часто не дает сердечно помолиться, отводит молитву от сердца, чтобы остаться нам в нашем безотрадном состоянии. Надо принудить себя помолиться сердечно, прочувствовать искренне те грехи, в которых запутался в тот день: и слезы сокрушения и умиления расплавят грехи и омоют грешное сердце и бесов, возгнездившихся в нем, прогонят, а Бога умилостивят».

Евдокия Рождественская,

 приход Свято-Тихоновского храма,

фото автора