Покаяние есть спасительное состояние души

 Что для меня покаяние? Начну с того, что покаяние – это состояние души человека, когда он сожалеет о каких-то своих  неправильных поступках в прожитой жизни, может, какого-то отрезка своей жизни, маленького или большого. По милости Божией, у человека наступает прозрение, что он поступил неверно, и он приходит к Богу, приходит в храм покаяться.

Иногда люди спрашивают, что нужно сделать чтобы Господь простил грех, просят епитимью, чтобы изгладить совершённый грех. Для меня лично покаяние открывается в изменении жизни человека. То есть не в каком-то отрезке времени, когда человек кается (хотя это тоже очень важно), несёт епитимью за свой грех, а по истечении этого времени  уже считает свой грех искупленным – вроде он всё сделал – и забывает о нём. Бывает,  человек согрешает очень большими грехами, это не то, что раздражительность там или гневливость, а есть ведь и другие большие грехи. Для меня покаяться, значит, изменить жизнь свою. И своей жизнью изменённой, обращённой к Богу, к исполнению заповедей свидетельствовать перед Богом: «Господи, я хочу быть другим, хочу отстать от прежнего своего ослепления, и вот свидетельство моего покаяния, моя изменённая жизнь». Мне вот так открывается. Вся наша последующая жизнь после того, как мы пришли к Богу, когда Он призвал нас к Себе, открылся для нас – после этого самого важного момента истины  - должна пойти другая. Покаяние для меня не какое-то краткое по времени действие, это изменение  жизни.

Порой нам в нашем ослеплении, духовном невежестве доставляют радость какие-то греховные страсти, привычки, мы почитаем их за истинное счастье в жизни.  Бывает это так глубоко войдёт в человека, что грех становится его радостью. А по сути-то это не есть счастье, не есть радость, а обман, суррогат.  Нам нужно развивать в себе вкус к истинному счастью, к истинной радости, тягу к ним. А истинные счастье и радость открываются только в Боге, через какие-то очень сильные понуждения себя, преодоления себя, через борьбу, через страдание порой. Эта радость не обманчивая, радость, которая навсегда – непреходящая радость. Это если нам говорить не об исповеди, а о покаянии как таковом. У святителя Игнатия Брянчанинова есть высказывание  о том, что истинное покаяние – это желание не возвращаться к грехам. Покаяние предшествует исповеди.

Через покаяние воспитываются добродетели кротости и смирения. Покаяние состоит и в том, что человек осознаёт свою немощь, личное бессилие в борьбе с грехом и понимает, что побороть грех можно только с помощью Божией. И вот такое осознание своей слабости, ничтожности без Бога смиряет человека. Из гордого, самоуверенного, самонадеянного  он делается смиренным и кротким. Состояние покаяния есть спасительное состояние души. Победить грех в себе очень трудно. Чтобы грех победить нужно постоянство, нужно терпение. Стало быть, это состояние покаяния требует много времени, может, и всю жизнь. Ведь каждый день мы согрешаем, кого-то обижаем и каждый день мы расписываемся в своей немощи, несостоятельности, и опять требуется покаяние. И хорошо бы, чтоб покаяние нас никогда не покидало.

Ещё должен сказать, что осознание нашей греховности и наше покаяние ни в коем случае не должно нас приводить к отчаянию, а должно приводить к кротости и смирению. Значит, и в покаянии есть какая-то спасительная мера. Чтобы мы понимали: мы люди грешные. Такой пример. Бывают разные состояния людей после совершения греха. У одного такая мысль: «Да как же так получилось, что я согрешил!» Человек расстроился, впал в тоску, уныние, что он такой хороший и вдруг оступился. Если прокомментировать такую реакцию, то я бы назвал это состояние неверное. Оно открывает в человеке самолюбие, мнимую праведность.  Другой человек согрешил и сильно пожалел об этом, и сразу обратился к Богу:  «Господи, прости меня, я согрешил, помоги мне больше не поступать так, дай силы возненавидеть грех!» Один случай привёл одного человека к смирению, другого – к ропоту.

Протоиерей Михаил Смирнов,
настоятель Прихода Свято-Тихоновского храма,
г. Ярославль, февраль 2012 года.