СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

В нашей Православной Христианской Церкви издревле установлены и ежегодно в определённые дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий  в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в жизни Его Пресвятой Матери.

Эти торжества на языке Церкви называются Господскими и Богородичными праздниками. Они являются памятниками, свидетельствующими об истине событий, произошедших в истории человечества. Они же есть живые уроки, поучающие нас  жизни истинно христианской, так как имеют непреходящее духовное  значение, каждый из них имеет силу к возбуждению в нас веры, благоговения и благодарности к Богу. Над всеми христианскими праздниками возвышается один, величайший – Пасха, Воскресение Христово; далее по значению, согласно Церковному Уставу, следуют 12-ть великих праздников, которые для удобства названы «двунадесятыми» (от церковно-славянского слова «двунадесять», что в переводе на современный русский значит: «двенадцать»).

В число двунадесятых главных праздников Православной Церкви входит и ныне отмечаемый нами Господский праздник, который в Церковном календаре называется так: Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник один, но празднуются им два события, потому и двойное название. В повседневной своей речи люди называют этот праздник просто и сокращённо: Крещение, ставя на первый план событие Господня Крещения, как более понятное (оно и произошло раньше на несколько минут). Господь наш и Бог, вочеловечившийся Спаситель мира Иисус Христос крестился, как обычный человек, в реке Иордан от пророка Иоанна Крестителя – вот одно празднуемое событие. Во время Крещения совершилось явление Бога Троицы – это второе событие праздника. Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, а именно: Бог Отец говорил с Неба, воплотившийся Бог Сын  крестился, а Бог Дух Святой сошёл в виде голубя.

Об этих величайших событиях говорится во всех четырёх Христовых Евангелиях, главных святых книгах христиан: от Матфея (гл. 3), от Марка (гл.1), от Луки (гл.3), от Иоанна (гл.1). Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет жил в пустыне, проводя время в посте и молитве. Когда ему исполнилось 30 лет, Бог повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Иоанн требовал от всех искреннего покаяния и исправления греховной жизни добрыми делами. «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное», - говорил он народу, то есть настало время явления ожидаемого Спасителя, Который будет призывать всех в Своё Царство. Кто верил его словам и каялся в грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, поэтому он называется Крестителем. Предтечей же назван потому, что пришёл к людям перед Христом, приготовить путь для Него в сердцах людей -  ко Христу человеку можно придти только через покаяние и исправление себя. Потому Креститель Иоанн зовётся ещё проповедником покаяния, и нам ценен тем, что учит покаянию и ручается перед Господом за тех, кто к нему обращается с молитвой.

 Крещение от Иоанна означало, что как тело омывается водой, так и душа человека кающегося и уверовавшего во Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов и тем достойна Его Царствия . «Я крещу вас водой, - говорил Иоанн, - но вслед за мной идёт Сильнейший меня (имеется в виду Христос), у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его ( даже быть Его слугой). Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (это значит: крещение Христово будет опалять ваши грехи, как огонь, и подавать вам дары Святого Духа).

В то время, когда Иоанн проповедовал и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он также пришёл на реку Иордан, чтобы получить крещение. Иоанн посчитал себя недостойным крестить Его, стал возражать: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне!» Но Иисус ответил: «Оставь ныне (то есть не удерживай меня теперь), потому что так нужно нам исполнить всякую правду», что означало: исполнить всё, написанное в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус выходил из воды, разверзлись (раскрылись) над Ним небеса и Дух Божий в виде белого голубя спустился на Него, а с неба прозвучал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Двойное содержание праздника отражено в его тропаре:

« Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Перевод на современный русский язык: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова (то есть подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!

            Крещение Господне (Богоявление) отмечается Православной Церковью ежегодно 19 января (по нов.ст.). Праздник этот древний и ведёт своё начало от первых времён христианства. Древними христианами этот праздник отмечался вместе с праздником Рождества Христова, и на это имеется своё основание: Господь Иисус Христос крестился совсем близко от Своего Дня Рождения – действительно, 7 января и 19 января отстоят недалеко. И время от Рождества Христова до Крещения Господня в Русской Православной Церкви издревле считалось святым, праздничным – оно и поныне называется в Церковном календаре: святые дни (а в народе: святки), когда нет поста даже в среду и пятницу. Но Господь крестился не в младенчестве, а в возрасте 30 лет. Праздники Рождества и Крещения со временем были разделены, однако, в них осталось много общего.

Крещение Господне, как и Рождество Христово, предваряется Навечерием Богоявления (Крещенским сочельником) – днём кануна праздника (18 января), который отмечается долгим торжественным Богослужением и строгим (однодневным) постом. В старину на Руси, как и в Рождественский сочельник, верующие в этот день ели только сочиво – отваренные зёрна с мёдом и говели «до воды», то есть принимали пищу (то самое сочиво) после освящения воды, сначала, конечно, выпив этой новой святой воды. В наше время канун праздника Крещения Господня (18 января) также по Уставу Церкви является строго постным днём.

Особенностью праздника Крещения Господня (Богоявления) было с апостольских времён и есть до ныне – великое освящение воды во всех православных храмах, где бы они ни находились. Исключительной красоты, значения и торжественности чин великого освящения воды берёт начало  от святых Христовых апостолов, создан специально только для праздника Крещения и используется однажды в году, но дважды в течение праздника: накануне – 18 января и в сам праздник – 19 января. Таким образом и вода, освящённая в эти два дня – одна.

В наше время, когда мы переживаем последствия недавней трагической насильственной оторванности народа от веры и Церкви, и множество людей остаются ещё духовно непросвещёнными, возникло немало новых околоцерковных предрассудков. Один из них – это стойкое поверье, будто вода, освящаемая 18 января – богоявленская, а освящаемая 19 января – крещенская, и что они разные. А иные и сам праздник разделяют надвое из-за его двойного названия. Не надо этого делать! Давайте жить не по-своему, а по-божьему, как  о том и пословица русская говорит: «Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит», то есть по Заповедям Божиим и Церковному Уставу.

Почему в Уставе прописано освящать воду в Крещение дважды: накануне праздника и в сам праздник? Обратимся к истории христианской Церкви. Обычай великого освящения воды на Крещение (Богоявление) за два раза возник вместе с праздником. В сам праздник освящали и освящают воду великим чином в честь и воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа на реке Иордан от святого Иоанна Крестителя. Это понятно. Но в древности только один раз в году, именно накануне праздника Крещения, в храмах торжественно крестили всех оглашенных, то есть новообращённых в христову веру, которые в течение всего года проходили подготовку, называемую «оглашением». Ради них освящали воду великим чином, и в ней их крестили. Впоследствии, когда обычай оглашения прекратился, и желающих принять христианство могли окрестить в любое время, великое освящение воды в храмах накануне Богоявления осталось неприкосновенным – продолжали освящать воду, как в самый праздник, так и накануне его.

Так как оглашенных крестили в храмах, то и воду для них освящали в помещении храма.  И поныне накануне праздника Крещения Господня великое освящение воды происходит в храмах. А для освящения воды в сам праздник в прежние времена организовались крестные ходы на источники вод: реку, озеро, колодец, которые назывались хождением на Иордан. На Руси в  толстом льду реки или озера вырубалась крестообразная прорубь, её в народе звали «иордань». Великим чином освящалась вода в источнике, из которого после освящения люди с верою почерпали воду, ставшую святой, для домашнего употребления, могли тут же на морозе пить из источника, желающие обливались или окунались в источник. Советской властью освящать воду в источниках строжайше запрещалось, ныне этот обычай возобновлён.

Великое освящение воды в храмах и на источниках есть воспоминание Крещения Господа  нашего Иисуса Христа, когда Он, сойдя в воды реки Иордан, освятил Собою как Бог не только иорданскую воду, но и всё водное естество на земле. Зачем же Церковь снова, каждый год освящает воду, когда она освящена уже Крещением Сына Божия? Люди своими грехами постоянно вносят в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь, вознёсшись на небо, ниспослал Утешителя Духа Святого, Который пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь всегда имела неоскудеваемый источник освящения. И Церковь своими таинствами и молитвами освящает самого человека и всё, чем он пользуется. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне и благодать Святого Животворящего Духа.

В начале чина великого водоосвящения трижды поётся тропарь: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа». Послушаемся нашего Создателя, Который дал нам всё к достойной жизни на земле и ко спасению в вечности, Который знает и любит каждого из нас и каждому желает спасения, лишь бы мы желали того, придём на Его призыв во  Святую Его Церковь, почерпнём воду жизни! Станем и мы подражать нашему Спасителю, Который, не имея нужды во очищении как безгрешный Бог, пришёл креститься на Иордан, как обыкновенный  человек, чтобы исполнить Закон Божий, тем самым дав и нам пример жизни по Его Закону.

 По православным публикациям подготовила Григорьева Е.Н.