Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании (перед священником и Церковью) женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом ещё в Раю. Сотворив первых людей Адама и Еву, «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1,28).
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке (свадьбе) в Кане Галилейской и подтвердил Божественное установление брака, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1,27). «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Быт.2,24), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,4-6).
Святой апостол Павел говорит: «Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5,32). Союз Иисуса Христа с Церковью основан на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, то есть с любовью, повиноваться мужу. Поэтому супруги (муж и жена) обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
Добрая христианская семейная жизнь является источником личного счастья и общественного благополучия. Семья – основа Церкви Христианской. Последний старец знаменитой Оптиной Пустыни преподобный Нектарий говорил: «Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству Христианской Церкви».
Таинство Брака необязательно для всех без исключения христиан. Человек может выбрать и безбрачный путь. Но лица, добровольно остающиеся безбрачными, должны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия (Священного Писания), есть один из величайших подвигов (Мф.19,11-12; 1Кор.7,8-9, 26, 32-34, 37, 40 и другие). Если же безбрачный мирянин пожелает вступить в брак, церковное венчание делается для него обязательным. То же самое можно сказать и о тех супружеских парах, которые создали семьи, ещё будучи неверующими или даже некрещёными. В постсоветское время многие люди крестились уже взрослыми, и есть примеры принятия Таинства Брака (венчания) супругами, прожившими вместе немалую жизнь, имеющими взрослых детей.
В России после 1917 года, когда большевистской властью Церковь была отделена от государства, и по настоящее время юридическую силу имеет светский брак, и потому в наших православных храмах священники венчают пары, которые зарегистрировались в ЗАГСе. Светское понимание брака – это регулируемая обществом и регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, мужчиной и женщиной, достигшими брачного возраста. Это есть гражданский брак, который признаётся Церковью необходимым, так как основан на законе государства. В последнее время в обществе неправомерно и ошибочно «гражданским браком» стало называться незаконное и безответственное сожительство, которое и в юридическом отношении не является браком, а относительно христианской веры есть грех. Гражданский брак существует на основе закона человеческого, церковный – на основе Божия закона, первый нужен и второй нужен, но второй неизмеримо выше. Именно про него сложил народ поговорку: «Браки заключаются на небесах».
В нашем храме совершается Таинство Брака в соответствии с Уставом Святой Православной Церкви. Желающие вступить в церковный брак (то есть повенчаться) должны предварительно посетить храм для беседы со священником о сроке и порядке проведения Таинства.