Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения у нас в России ещё называют Соборованием, потому что для его совершения собираются несколько священников, хотя при необходимости может совершить его и один священник.
Господь Иисус Христос даровал нам средство против болезней духовных – грехов, это Таинство Покаяния. Но Он в Своей земной жизни исцелял многих людей и от телесных страданий – кто только из болящих обращался к Нему, каждый получал просимое и становился здоровым. Зная слабость человеческую и немощь плоти Господь оставил Церкви Своей Святой благодатное средство для исцелений болезней тела и души – это Таинство Елеосвящения.
Первыми совершителями Таинства были святые апостолы. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6,13). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви (священников), и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15). Слова «да призовет» относятся ко всякому тяжко болеющему верующему, а слова «да молитву сотворят над ним» – к священникам. В этих словах выражается не совет, а заповедь, повеление, налагающее на больного христианина обязанность принять Елеосвящение, а на священников совершить его для исцеления болезней и отпущения грехов. Тяжело заболев, христианин должен принимать все законные и полезные средства, вещественные и духовные, к восстановлению своего здоровья и сил. «Болящие, – по слову Спасителя, – требуют врача» (Лк.5,31).
Однако в отношении Таинства Елеосвящения в нашем народе сложилось упорное и вредное заблуждение, что к нему обращаются перед самой кончиной болящего, когда уже не остаётся никакой надежды на выздоровление. Иные боятся принимать его, считая, что оно будто бы является предвестником смерти и приготовлением к ней. Потому, откладывая Таинство со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают. Неблагоразумны и грешат против любви к своим умирающим родственникам те их близкие, которые допускают больных лишаться этого благодатного дара. Это мнение не имеет основания ни в заповеди апостола о Таинстве, ни в чине, по которому оно издревле совершается в Православной Церкви.
Весь чин совершения Таинства Елеосвящения состоит из молитв и прошений об исцелении помазуемого от болезни, возвращении здоровья и прощении его грехов, как причины болезней, и из Апостольских и Евангельских чтений, возбуждающих и укрепляющих в больном веру и надежду получить просимое. Потому Таинство должно даваться больным, которые не лишились чувств и сознания и сами могут чувствовать нужду в благодатной помощи и могут позаботиться позвать священника, ибо самому больному заповедует апостол призвать пресвитеров. Это Таинство даровано нам Господом, как для пользы души и очищения наших грехов, так и для исцеления от болезней телесных и продолжения жизни!
Видимую сторону Таинства Елеосвящения составляют молитвы священников и помазание ими больного освященным елеем (маслом). Молитва – это, общий с ангелами, дар Бога человеку есть дивное средство, которым человек приближается к Богу, без молитвы не бывает никакого церковного действия. Но в Таинстве Елеосвящения молитва – самое главное, и само помазание больного елеем потому бывает спасительно, что совершается с молитвой и во имя Господне. Священники после семи апостольских поучений о сущности Таинства, семикратно утешают больного словами Божественного Евангелия и возносят о нём молитвы свои к Богу, возливая масло и вино и помазуя ими больного в виде креста на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и руках с обеих сторон. В соответствии с притчей Евангельской (Лк.10,34), представляющей милосердие Отца Небесного под видом милосердного самарянина, возливающего масло и вино на раны человека, пострадавшего от разбойников, и здесь при освящении масло смешивается с вином. Елей служит видимым изображением невидимой благодати Таинства и означает милосердие Божие, врачевание болезни, а вино – веселие сердца, как сказано в Священном Писании: «Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася» (Пс.4,8). Потому сосуд с елеем при Елеосвящении всегда ставится в сосуде пшеницы. Помазав больного в последний, седьмой раз, положив на его голову раскрытое Святое Евангелие и его Божественными словами, как бы рукой Самого Иисуса Христа, касаясь болящего, священники молят о прощении грехов и исцелении его от болезни. Так и Сам Господь часто исцелял недуги возложением рук, и одно прикосновение к Его ризам возвращало здоровье больным.
Перед Таинством Елеосвящения необходимо покаяние, то есть перед соборованием исповедаются: надо очиститься от грехов, которые помним и осознаём, а потом в Таинстве соборования идёт молитва ко Господу о прощении забытых нами грехов, в которых мы не каялись и которые, возможно, послужили причиной телесной болезни или духовной немощи. Преподобный Макарий Великий говорит: «В Таинстве Елеосвящения огонь благодати прогоняет бесов, истребляет забытые грехи…». Таинство Елеосвящения, как и Таинство Покаяния, не преподаётся младенцам – они ещё не имеют ни веры в Таинство, ни сознания своих грехов.
Надо знать, что после Таинства Елеосвящения больной выздоравливает не всегда, но только тогда, когда принимает это Таинство с верой и надеждой и, когда полное его выздоровление угодно Промыслу Божию. Но, не всегда освобождая от болезни, Таинство несомненно или облегчает её, или даёт силы и укрепляет дух человека терпеливо её переносить для своего спасения.
В нашем храме Таинство Елеосвящения (Соборование) для больных можно заказать через служащих храма, или самим договориться со священником. Наши батюшки выезжают к больным для исповеди, причастия и соборования, как на дом, так и в больницу. Кроме того, каждый год Великим постом в храме три дня в неделю совершается общее соборование для желающих, о чём сообщается в расписании богослужений, а также в специальном объявлении.