Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освящённым миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющиеего в духовной христианской жизни.
О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (то есть из сердца, как внутреннего духовного центра) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» (Ин.7, 38). Благодатные дары Святого Духа (их всего семь) необходимы каждому верующему во Христа. Получают их единственный раз в жизни – Таинство Миропомазания, подобно Таинству Крещения, совершается над человеком однажды. В настоящее время в Православной Церкви эти два святых Таинства соединяются, то есть Миропомазание происходит непосредственно следом за Крещением. В прежние времена в Византии и России Миропомазание совершалось второй раз исключительно над царями – при возведении на царствование им сообщались чрезвычайные дарования Святого Духа, потому царей и называли помазанниками Божиими.
Первоначально святые апостолы Таинство Миропомазания совершали через возложение рук (Деян.8, 14-17; 19,2-6). Впоследствии его совершали уже через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали совершать это Таинство через возложение рук. Святым миром называется особенным образом приготовленный состав из драгоценных благовонных веществ и елея. Миро для Таинства освящали непременно сами апостолы, после них это стали делать преемники апостолов – архиереи Святой Христовой Церкви. И ныне миро освящается только архиереями, но само Таинство Миропомазания освящённым миром могут совершать и священники.
Для нужд Русской Православной Церкви миро готовится раз в году на Страстной седмице. Действующая мироварница находится в Донском монастыре Москвы. Патриарх Московский и всея Руси совершает молебен, освящает воду, окропляет ею печь, котёл, сосуды с веществами для приготовления мира, благословляет все ингридиенты состава мира (всего их около 50), сам зажигает огонь в мироварной печи, которая топится специальными дровами. Миро варится под чтение Святого Евангелия в течение понедельника, вторника и среды. В четверг готовое миро освящается, разливается и распределяется по епархиям, а оттуда – по приходам. Миро является святыней, хранится в алтаре храма, используется в Таинстве Миропомазания, а также при освящении новых престолов храмов.
При совершении Таинства священник помазует святым миром следующие семь частей тела крестившегося: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – произнося слова: «Печать Духа Святаго. Аминь». Помазание лба (чела по-церковнославянски) означает освящение ума (мыслей). Помазание груди (персей) – освящение сердца (желаний). Помазание глаз (очей), ушей, рта (уст) – освящение чувств. Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина.
Святейший Патриарх Кирилл в интервью журналистам после молебна на начало мироварения в прошлом году сказал: «После Крещения совершается Таинство Миропомазания – этим Таинством низводится благодать Божия. Духовная связь человека и Бога в этот момент замыкается, и человек перестаёт быть отделённым от Бога – он имеет надежду получить Божественную энергию, Божественную благодать».
Следует сказать, что современные прихожане наших храмов нередко ошибочно называют Миропомазанием елеопомазание – помазание елеем (церковным маслом) на всенощной службе перед воскресным и праздничным днём. Елеопомазание символически изображает излияние Божией милости на помазуемого, это одно из священнодействий, совершаемых в Церкви множество раз, но оно не относится к семи Таинствам, это надо помнить и чётко различать.