Покаяние или Исповедь есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника, как свидетеля покаяния, и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся;на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 22-23). Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния, «многие же из уверовавших приходили, исповедуя иоткрывая дела свои» (Деян.19, 18).
Во избежание недоразумений необходимо объяснить слово «разрешать», которое в современном русском языке означает «позволять делать что-то». Но в церковно-славянском языке это слово имеет совершенно другой смысл. Вот что мы читаем в словаре церковно-славянского языка: «Разрешение – разрушение, разорение. Главным образом разрешение относится к отпущению грехов в Таинстве Покаяния, при котором священник «прощает и разрешает» грехи кающемуся по власти, данной ему Христом». (Полный церковно-славянский словарь. М., 2002). Таким образом, в Таинстве Покаяния грехи, искренно, с сокрушением сердца исповеданные человеком не только прощаются Господом, но разрушаются, то есть делаются как небывшие.
Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах, устное исповедание их перед священником, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
В особых случаях на кающегося налагается епитимья (слово греческое – запрещение), предписывающая некоторые лишения, направленные к преодолению греховных привычек, и исполнению тех или иных благочестивых дел.
Вспомогательными средствами к покаянию во грехах и очищению совести от них служат пост и молитва. Необходимо также простить всех, кто нас чем-либо обидел. Если же кого-то обидели мы, то должны попросить прощения у них.
Таинство Покаяния великим милосердием Божиим учреждено в Церкви для очищения от грехов, которые люди совершают после Крещения. По Уставу Святой Православной Церкви дети до 7-летнего возраста не исповедаются, так как грехи они совершают несознательно. Для христиан с 7-ми лет и выше Таинство Покаяния (Исповеди) обязательно перед Причащением – взрослого человека, не прошедшего исповедь, не причащают. Но исповедаться без Причащения возможно: если человека тяготят грехи, но он не готовился к Причастию, или священник на исповеди по какой-либо причине не допускает человека причаститься в этот раз.
В нашем храме Таинство Покаяния (Исповеди) бывает каждый раз, когда совершается Божественная литургия: в будни – до Литургии, в воскресение и великие праздники (когда много исповедников) – до Литургии и во время неё (один священник служит, другой исповедует). В случае особо большого числа желающих исповедаться исповедь может быть, как вечером накануне праздника (после всенощной), так и утром в праздник – человек сам выбирает, когда ему удобнее исповедаться.