Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.
Об этом Господь сказал в беседе с народом: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого (так смиренно Он называет Себя) и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,53-56). Таким образом, Причащение Плоти и Крови Христовых является центром всей христианской жизни.
Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и крестной смерти. И впервые на земле это Таинство совершил Он Сам, представив в нём живое изображение Своих страданий, спасительных для нас: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за всё Его милосердие к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается…». Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,26-28; Мк.14,22-24; Лк.22,19-20; 1Кор.11,23-25). Установив Таинство Причащения и причастив апостолов, Господь заповедал им всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание». Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения с тех пор постоянно совершается в Христовой Церкви и будет совершаться до скончания времён.
Таинство Святого Причащения совершается в православном храме за богослужением, которое называется Божественной литургией. Литургия (по-гречески: «общественное служение») – самое главное богослужение в Церкви, во время её вещество Таинства – пшеничный хлеб и виноградное вино – силой и действием Святого Духа пресуществляются (перелагаются) в истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. То есть, дары Господни, оставаясь по виду хлебом и вином, существом своим становятся Телом и Кровью Спасителя. Как это происходит – тайна, которую нельзя постичь никому, кроме Бога. Место в алтаре, где совершается пресуществление называется престол – здесь таинственно присутствует Сам Господь, как Царь.
Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, Глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», - говорит апостол Павел (1Кор.10,17). Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к этому великому Таинству. Однако Святая Церковь заповедует причащаться каждым постом.
К Таинству Святого Причащения христиане должны подготовить себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью, то есть очищением своей совести в Таинстве Покаяния. Дети до 7-ми лет причащаются без исповеди. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в Литургии молитвой, верой, непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа (по содержанию Литургии), благодарением Спасителя за Его величайший подвиг спасения человека от вечной смерти. Таинство Причащения по-гречески называется «Евхаристия», что значит «благодарение».
Таинство Святого Причащения происходит на каждой Божественной литургии во всех православных храмах. На нашем Приходе Божественная литургия служится ежедневно, за исключением дней, когда по Уставу Церкви, Литургии не положено (такие дни специально помечаются в расписании богослужений, которое вывешивается при входе в храм на каждую неделю). В воскресные дни, в дни великих праздников, а также в дни особого поминовения усопших у нас служатся по две Божественные литургии: ранняя в 7 и поздняя в 9 часов утра. Желающие причаститься должны придти за полчаса до начала Литургии, чтобы пройти Таинство Покаяния, то есть исповедаться в своих грехах и покаяться в них.