Вербное воскресение

Вход Господень в Иерусалим.

 О.В.Глаголева.

 Приближался  праздник Пасхи, по  Промыслу Божию последний в земной жизни Спасителя. За неделю до праздника в числе многих паломников и богомольцев Иисус Христос направился в Иерусалим.

Много раз бывал Иисус в Святом городе и всегда сознательно уклонялся от всяких почестей, запрещая Своим ученикам рассказывать, что именно Он и есть ожидаемый Христос – Царь Израилев. В этот же раз Господу было угодно всенародно явить Себя Мессией. Поэтому этот Его  последний вход в Иерусалим должен был быть особо торжественным: Он вступит в Иерусалим как всеми ожидаемый Мессия, как Царь Иудейский, как не раз вступал сюда  Его царственный предок (по человечеству) Давид, сидя по древнему иудейскому обычаю на осле – символе мира.

Иисуса сопровождали  апостолы и большое количество присоединившихся по дороге иудеев. Дойдя до селения Вифагия у Елеонской горы, Спаситель остановился и сказал двум ученикам:  «Пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? Скажите ему так: он надобен Господу» (Лк.19,30-31).

Ученики выполнили всё, что было сказано. Спаситель воссел на ослика – так исполнилось пророчество Захарии, сказанное за пять столетий до описываемых событий:  «Торжествуй дщерь  Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле…» (Зах.9,9).

Шествие продолжилось. Начался подъём в гору. Ученики Иисуса Христа стали громко  «славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк.19,38).

Между тем слух о том, что идёт сюда долгожданный Мессия, Царь Иудейский, достиг Иерусалима, куда по случаю приближающегося праздника уже прибыло несметное количество паломников. Каждый пристально всматривался вдаль, в перевал Елеонской горы, надеясь первым увидеть Мессию. Наиболее нетерпеливые направились Ему навстречу…

По древнему обычаю, при встрече особо чтимых лиц иудеи устилали дорогу верхней одеждой и ветками деревьев. И в этот раз люди срывали с себя одежды и расстилали их на пути Иисуса, отламывали ветви с деревьев, бросали их под копыта ослика, размахивали ими, как стягами.  Поэтому праздник  Входа Господня в Иерусалим называется ещё и Неделей (воскресением) ваий  (ветвей). На Руси его распространённое название – Вербное воскресение.

Причиной такой восторженной встречи Господа было великое чудо, которое Иисус Христос совершил накануне – Он воскресил Лазаря, который был мёртв уже четыре дня. И раньше Иисус воскрешал мёртвых, но такое Чудо, когда ожил уже наполовину разложившийся и смердящий труп, было под силу  только Богу! Это Чудо воскрешения привело народные массы в небывалый восторг, обратило многих его свидетелей к вере в Иисуса Христа как в Мессию.

Вместе с тем, оно же вызвало сильнейшее негодование на Него первосвященников и иудейских старейшин. Ослеплённые завистью и злобой вожди иудейского народа, фарисеи, саддукеи, старейшины и священники не могли, да и не захотели принять Его истинного учения и поверить, что Иисус Христос – обещанный Богом Спаситель. Более того, они стали Его врагами. Поэтому синедрион (верховный совет), состоящий из первосвященников, старейшин и законников – фарисеев и саддукеев, имевший религиозную и некоторую политическую власть в Иудее, объявил Иисуса Христа опасным для общественного спокойствия:  «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. … лучше  нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11,48-50).

Так Чудо воскрешения Лазаря послужило косвенным поводом к осуждению  Спасителя на смерть.

Но вернёмся к торжественному шествию, которое подошло уже к самому перевалу. Здесь и встретились две процессии: шедшие навстречу Господу из Иерусалима и сопровождающие Его. Со всех сторон слышались крики:  «Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (т.е. достоин хвалы посланный от Бога) Осанна в вышних!» (Осанна в буквальном переводе с древнееврейского -  «спаси же»,  «даруй спасение», аналогично по смыслу выражениям:  «Да здравствует!»,  «Ура!»).

Среди всеобщей радости и ликования резким контрастом выделялись недовольные лица фарисеев. Столь бурное всенародное чествование бедного Учителя из Назарета как давно ожидаемого Царя Иудейского было для них нестерпимым, и они решили под благовидным предлогом положить ему конец. Они крикнули Иисусу:  «Учитель! Запрети ученикам Твоим называть Тебя Царем, Сыном Давида, ибо такое народное ликование может внезапно перерасти в восстание против законной власти римлян и повлечет за собой ужасные последствия». На что Иисус кротко ответил:  «Если они умолкнут, то камни возопиют»(Лк.19,37). Иными словами, сегодня Самим Богом попущено такое людское славословие. И если бы случилось невероятное и люди замолчали, то славили бы Господа даже бездушные камни!

С перевала открывался дивный вид на Иерусалим. Отсюда Святой город был виден как на ладони. И вдруг… Иисус заплакал о нем. Ему одному было ведомо, что этот прекрасный священный город – гордость иудеев – вскоре будет разрушен, что родной Его народ ждут тяжкие беды. Неудержимые слёзы потоком текут из Его глаз. Из самого Его сердца вырываются пророческие слова, обращённые к Иерусалиму:  «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру (спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего (времени, когда Господь посетит тебя)» (Лк.19,42-44).

Всё предсказанное Богочеловеком случится через тридцать восемь лет. А пока безудержная радость окружающих Иисуса людей буквально бьёт через край. Как и Его ученики, иудеи думали, что Христос идёт в Иерусалим, чтобы прославиться там как земной царь, чтобы принять Престол и воцариться, чтобы избавить народ от римского ига и создать новое Израильское Царство. Им было невдомёк, что Сын Божий вочеловечился, чтобы освободить людей от греха и вечной смерти, чтобы человек мог обрести вечную жизнь в Иерусалиме Небесном!

Люди ликовали – они дождались Мессии! А Богочеловек был печален. Он знал, что не пройдёт и пяти дней, как народ отвергнет Его, как возгласы:  «Осанна Сыну Давидову!» сменятся воплями:  «Возьми, возьми, распни Его!» И что эти ужасные слова будут кричать те же самые люди, которые теперь так восторженно встречают Его…

И вот Иисус в Иерусалиме. Улицы города переполнены. Ничего не слышавшие об Иисусе чужестранцы  (иудеи из Египта, Сирии, Вавилона) спрашивают:  «Кто это?» Им радостно отвечают:  «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». И непременно многозначительно добавляют:  «Это Он воскресил из мёртвых Лазаря».

Фарисеи же становятся всё мрачнее и мрачнее – весь мир идёт за Ним! Всё больше они убеждаются в правильности принятого старейшинами решения: прежний порядок вещей может быть восстановлен только одним способом -  «возмутителя спокойствия» нужно убить.

Торжественное шествие, между тем, направляется к храму. Иисус видит здесь продающих и покупающих. Со словами:  «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников», обращёнными, в первую очередь, к поощрявшим эту торговлю первосвященникам и фарисеям, Богочеловек изгоняет торговцев из храма, опрокидывает их прилавки.

Как и всегда, в храме находилось множество больных и увечных. Обратившись к Иисусу, они все исцелились: немые стали говорить, слепые – видеть, глухие – слышать, расслабленные и разбитые параличом встали с носилок и ушли на своих ногах, славя Бога.

Сквозь нескончаемый радостный крик слышались и детские голоса, от чистой души и чистого сердца славившие Богочеловека древним приветствием, с которым иудеи обращались только к царю:  «Осанна Сыну Давидову!» Иисус оставался в храме до вечера, беседуя и поучая народ.

 

Из книги: Глаголева О.В.Святые дни. М., 2009.

 Праздник Вход Господень в Иерусалим – один из двенадцати самых главных праздников Православной Церкви (двунадесятых) – празднуется  всегда в воскресный день шестой седмицы (недели) Великого поста, т.е. в воскресение перед Пасхой, этим праздником открывается Страстная седмица, неделя Страстей Господних. В 2011 году это 17 апреля.