Притесняют ли в Церкви женщин?
(Начало)
Материалы из журнала «Нескучный сад» за 2006 г., №5.
Правило не для всех.
На вопросы корреспондента отвечает иеромонах Иов (Гумеров), кандидат философских наук, кандидат богословия.
- Отец Иов, на ваш взгляд, существует ли в Церкви проблема женщин?
- Вопрос о равенстве мужчин и женщин родился в девятнадцатом веке, в условиях быстрой ломки традиционных форм жизни, как вопрос о политических и социальных правах. Сначала речь шла об избирательном праве. Потом это коснулось профессиональных занятий, которые в традиционных обществах были связаны с деятельностью мужчин. Парадокс в том, что это удвоило жизненную тяжесть женщин. Они получили возможность трудиться на равнее с мужчинами, но на их плечах остался и домашний труд.
Во второй половине двадцатого века идеи эти не обошли стороной и Церковь. Не потому, что Церковь не замечала этих вопросов, а потому, что к церковному организму стали применять мирские социально-политические критерии. Люди нецерковные или церковные формально, но не по духу не понимают ни природы духовной жизни, ни конечных целей человеческого бытия. Мужчина и женщина по своим природным и душевным особенностям, с одной стороны, противоположны, с другой – дополняют друг друга, составляя единство. С этим Божественным замыслом связан и способ их сотворения. Это нашло выражение и в древнееврейском языке: «иш» - мужчина, «иша» - женщина. Как видим, одно слово, а не два. Будучи равными перед Богом и имея одинаковое человеческое достоинство, они вместе с тем выполняют различное предназначение на земле. Цель у них одна – спасение в Царстве Небесном. Поэтому святой апостол Павел пишет: «… нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3,28).
Если смысл и цель человечества – спасение в Царстве Небесном, то соответственно этому нужно определять критерии при обсуждении вопроса о равенстве мужчин и женщин. Есть ли какое-то здесь равенство? Нет. Напротив, мы стоим перед одним изумительным фактом. Величайшее событие в жизни всего человечества, событие, без которого не было бы нашего спасения, - Боговоплощение – совершилось через Пресвятую Деву Марию. Через Нее еще более возвысилось святое материнство. Разве какая-нибудь парламентская или партийная деятельность или прочие социальные и профессиональные занятия, где женщины хотят быть равными мужчинам, могут сравниться с этим особым назначением женщины? Ведь именно через нее Бог Творец дает новую жизнь. Библия отождествляет женщину с жизнью. Вспомним, что сказано о первой женщине: « И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3,20).Имя Адама по общепринятой этимологии означает «перстный», а Евы (еврейское Хавва) – «жизнь». Хотя с грехопадением в мир вошла смерть, но именно через женщину в каждом поколении смерть побеждается, через нее обеспечивается непрерывность человеческого рода.
- Почему Иисус Христос апостолами избрал только мужчин?
- Число апостолов связано с числом двенадцати патриархов – родоначальников двенадцати колен Израиля. Патриархи дали начало историческому Израилю, апостолы - начало Новому Израилю, духовному. Также число семьдесят (70 апостолов) имеет предустановление в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою» (Числ. 11, 16(. Но и тем, кто не входил в круг избранных Спасителем мира апостолов, дана была возможность совершить апостольский труд. Так, святая Мария Магдалина вошла в историю Церкви как равноапостольная, то есть равная апостолам. Надо решительно сказать, что апостольство – это не почетная привилегия, а особый крест и великая ответственность. Один из двенадцати апостолов, избранных Христом, не выдержал испытаний и отпал.
История Воскресения Иисуса Христа открывает трогательную преданность жен-мироносиц. Ведь они первыми сподобились величайшей чести – увидеть воскресшего Господа. И именно к ним первым обращено то великое слово, которое составляет духовный нерв всего Евангелия – радуйтесь! Ведь христианство - это религия любви и радости. Если жены-мироносицы по своей физической немощи не могли делать что-то, что делали другие ученики, зато своей преданностью, любовью к Спасителю они заслужили большего – первые удостоились чести увидеть Его после Воскресения. Они рассказали о величайшем чуде другим ученикам. Жены-мироносицы для самих апостолов стали первыми апостолами, потому что апостол – это тот, кто благовествует о Воскресении Христовом. Известно высокое значение женщин в деле распространения христианства.
Хочется обратить внимание еще на один факт, который открывается при внимательном чтении святого Евангелия. Ни одна женщина не участвовала в гонениях на нашего Спасителя при Его земной жизни. Сколько ненависти, хулы, клеветы, злобных преследований было против Господа нашего Иисуса Христа. Все это привело нашего Спасителя на Голгофу. Но ни в одном из этих эпизодов не участвовала женщина. Фарисеи и книжники, знавшие каждую букву Писания, не признавали Иисуса Мессией, а простая женщина –самарянка уверовала в Него как во Христа и проповедовала это всем жителям города Сихарь. Разве это не показатель того, что Евангелие ставит очень высоко женщину?
- Но ведь в Новом Завете есть слова: «женщина в Церкви да молчит».
- Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить…» (1Кор. 14, 34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: «…И всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…» (1Кор. 11, 5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.
Сам святой апостол поясняет: «…А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.11, 5). В книге Деяний святых Апостолов сказано, что у апостола Филиппа «… были четыре дочери девицы, пророчествующие» (Деян. 21, 9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в первом веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.
- Есть ли какая-нибудь разница в назначении женщины в ветхозаветной религии и в христианстве?
- Согласно библейскому учению женщина завершает себя, становясь женой и матерью. В Новом Завете открывается еще одна высокая возможность для реализации себя. Она может достичь совершенства через девство. Это – новая духовная грань. На этом пути открывается возможность наиболее полного соединения с Богом, что и является целью человеческого бытия.
Господь Творец наделил женскую душу способностью быть более, чем мужская душа, расположенной к вере. Первый благодарственный гимн Богу составила женщина – сестра пророка Моисея Мариам. Жены-мироносицы идут ночью ко гробу Учителя, побеждая страх не только любовью, но и верой. В решительные минуты осуждения Спасителя мира на мучительную казнь приходит сочувствие и попытка помощи именно от женщины, жены Пилата. Преподобному Макарию Великому после многих лет монашеских подвигов было открыто: « Макарий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, живущих в таком-то городе».
- Хорошо, на онтологическом уровне женщина не стоит ниже мужчин. А на практике, в церковном быту, так сказать?
- Отвечу примером. У меня в монастыре одно из послушаний – отвечать на приходящие письма. Однажды пришло письмо от девушки, которую выставили из церкви из-за того, что она была одета как-то неподобающе. И вот она пишет с болью: женщина в Православии унижена, потому что на Афон не пускают, в алтарь нельзя, за одеждой следят. Мне захотелось как-то ее утешить. После некоторых размышлений я пришел к выводу, что эти примеры «униженности» совершенно абстрактные. Святая гора Афон – это место подвигов монахов. Принятый там устав имеет одну только цель – создать необходимые условия для подвижнической жизни. Раньше были женские монастыри, куда не было доступа мужчинам. Можно ли на этом основании говорить о их дискриминации?
- А что говорит богословие о женском предназначении? В каком смысле женщина создана как помощник мужчине?
- Если мы внимательно вчитаемся в текст книги Бытия, то увидим, что речь идет о том, что человек не создан для одиночества. Человек задуман как существо общественное. Приведу это место: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Как видим, говорится не о помощнике мужчине, а о жизненном союзе. Закончу нашу беседу словами блаженного Августина: «Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, Он сотворил бы ее из головы, если бы рабой, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то состворил ее из ребра».
Беседовала Анна Пальчева.