(Начало)
Только ребро или целая половина?
По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (см. Быт.2,21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а о стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (см.Быт.2,23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту».
Почему женщин не пускают на Афон.
Святая гора Афон – полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей, не считая более мелких монашеских общин. В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери – предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет. Сохранение этого запрета было одним из выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении – вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Византийский запрет на посещение монастырей лицам противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго – не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин, кроме служащего духовенства.
Всегда ли женщин не пускали в алтарь?
Стать алтарницей – то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами – могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой земле в храме Гроба Господня в Кувуклию (пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма) может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к святому престолу. Многих смущает тот факт, что при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до четырнадцатого века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли – вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к святому престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев – только в случае опасности. Позже, после того, как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться не до, а сразу после крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков – прикладывать к святому престолу.
Почему женщина не может быть священником?
Православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в сященнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью. Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»). Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и не может нести пастырское служение в полноте.
Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание – это не просто традиция, - поясняет профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И.Осипов, - Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства – традиция фундаментального уровня. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарования: пророчества, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов. Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, в частности, и другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же – проповедью христианства. Но никогда их служение не соединялось с дарованием им священства. Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов и всех святых, тем не менее не была священником.
Еще один аргумент таков: в науке новая теория принимается только тогда, когда появляются новые факты, ее подтверждающие, и становятся очевидными принципиальные недостатки предшествующей теории.. Исходя из этого общего для всех наук принципа, богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников – Священного Писания и учения святых отцов. Но ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».